Кто такие дунгане? Народ Великого Шелкового пути.

Картина перехода через Тянь-Шань
Биянху Мухаммед Аюб
Большая Сианьская мечеть 742 года
дунгане в Йинпан
Караван дружбы Сиань-Тараз
Поярков с дунганами
Сиань - колыбель шелкового пути
Хуэй Лянъюй


Двухтысячелетняя история великого шелкового пути примечательна еще тем, что благодаря ему возник целый народ – дунгане-хуэйцзу. Арабы, персы, тюрки и другие мусульманские народы, занимаясь торговыми делами по древнему пути, часто приезжали в Поднебесную. Многие из них оставались жить и работать в Китае, кто-то с семьями переезжали жить туда, а молодежь женились на представителей ханьского населения и их потомки тоже пополняли численность мусульманского населения в Поднебесной. Эти торговцы и купцы расселялись в основном вдоль маршрутов шелкового пути, строя там мечети, вокруг которых появлялись анклавы с мусульманским населением. Большинство китайских правителей во все времена были весьма лояльны и благосклонны к исламу, впрочем, так и к представителям других религий, давали им свободу вероисповедания, разрешали строить храмы и мечети. С развитием шелкового пути быстро росла и численность дунган в Китае. Приезд многих купцов-мусульман из Аравии, Ближнего Востока и Центральной Азии способствовало оживлению шелкового пути, развитию и процветанию торговых отношений с этим странами, что существенно пополняло казну Поднебесной. Уже на заре Танской империи в 7-м веке в ее столице Чанъань проживала большая диаспора мусульман, чему свидетельствует великолепно сохранившаяся древняя 1300-летняя мечеть и не менее древний дунганский квартал в самом центре и колыбели Великого шелкового пути городе Сиань…

А во времена монгольского хана Хубилая в 13 веке, который основал династию Юань и правил около века Китаем, туда были переселены от 2-х до 3-х миллионов персов и тюрков из Центральной Азии. В основном это были военные специалисты и воины мусульманских правителей, которым доверяли и на кого опирались в своем правлении монгольские ханы. Конечно же, были среди них и ремесленники, ученые, а также чиновники и купцы, которым юаньская династия дала невиданные льготы и привилегии. Этот десант сильно пополнил ряды мусульманского населения Китая, и они тоже влились постепенно в дунганско-хуэйский народ…

А у самих дунган есть красивая легенда о своем происхождении: Танскому императору Китая Ли Шиминь, во время смуты и бедствий в стране, приснился сон, что его спасает от демонов человек в белой чалме и зеленой одежде. Придворные советники и мудрецы трактовали спасителя, как пророка Мохаммеда (АС) и зарождающуюся новую религию ислам на Западе. Император послал послов и дорогие подарки в Аравию, к самому Моххамеду (АС) и тот отправил на помощь правителю Поднебесной более трех тысяч человек: послов, советников, ученых, ремесленников. С приходом этих людей пришел мир, спокойствие и процветание в Поднебесной, и император одарил их своей милостью и вниманием, царскими почестями и щедростью. А когда пришло время им возвращаться домой, император собрал самых красивых девушек со всей Поднебесной, дал и волю выбора невест и жен, а также разрешил свободно проповедать свою религию и строить мечети. И многие остались жить в Поднебесной и потомки этих первых арабов-мусульман и их жен красавиц-китаянок и послужили началом зарождения дунганско-хуэйского народа.

Хотя эта история и относится к легенде, но сохранились в памяти дунганского народа реальные имена трёх руководителей этой первой посольской миссии – Гейс, Вейс и Вангас( Абу Вакас), также сохранились и почитаются их могилы в Китае. А первая официальная делегация из Арабского Халифата была отправлена в Китай во время правления третьего праведного халифа Усман ибн Аффан, который вошел в историю ислама тем, что собрал воедино весь Коран. Представительная делегация из мощной и развивающейся империи Арабского Халифата, расположенной в другой части мира, посетила Китай времен Танской династии – самой сильной и процветающей империи в многотысячелетней истории Поднебесной. Арабская делегация прибыла в древнюю колыбель Великого шелкового пути город Чанъань 28 августа 651 года, и с небывалыми почестями был принят Танским императором Гао Цзун (Ли Чжи)…

Сейчас в мире насчитывается около 15 миллионов дунган-хуэйзу, основная часть которых живет в Китае. Есть у дунган Китая национальная автономная республика: Нинься-Хуэйский автономный район, со столицей с романтическим названием Инчуань - «Серебряная долина». В Нинься проживают около 3-х миллионов дунган, а Председателем республики является, как правило, представитель дунган. Сейчас руководителем автономии является Сян Хуэй – этническая дунганка, она же является и членов ЦК КПК. В предыдущем составе ЦК КПК было 11 этнических дунган, был среди них и член Политбюро КПК - Хуэй Лянъюй. Много дунган представлены в обеих палатах Парламента Китая, дунгане работают во всех государственных структурах и органах, широко представлены в научных организациях, общественных объединениях. Широко известны в Китае и за его пределами имена знаменитых дунган, как Чжен Хэ, Бай Шоуи, Ма Бындзе, Ма Буфон и т.д. Расселены дунгане во всех провинциях страны, но особенно много их в Нинься, Ганьсу, Синьцзяне, Цинхай, Хэнань, Шаньдун, Шэньси и т.д.

Есть большие диаспоры дунган в Малайзии, Индонезии, Таиланде и других странах Юго-Восточной Азии…

Дунгане же России и Центральной Азии переселились сюда около полтора века назад, после подавления народных крестьянских восстаний против правящей Циньской династии маньчжур в Китае в конце 19 века. Холодной и снежной зимой 1877 года, после тяжелейших переходов через вершины перевалов Тянь-Шаня, границу Российской империи пересекли три группы беженцев общей численностью 6209 человек. При этом, большинство беженцев погибло при переходе, преследуемые маньчжурскими войсками, преодолевая в буран и пургу заснеженные перевалы и ледники. Тогда 144 года назад первую и неоценимую помощь оказали своим братьям-единоверцам киргизы-кочевники, проживающие в Ошской, Иссык-Кульской и Чуйской регионах, куда и поселились на первых порах дунгане. Несмотря на раннюю и многоснежную зиму, а также наступившим небывалыми морозами и джутом скота в тот суровый год, киргизы забивали последнюю скотину, чтобы спасти жизнь голодающим беженцам-дунганам. Огромную помощь оказало и Правительство России в лице руководства Туркестанской губернии во главе с генерал-губернатором Колпаковским Герасим Алексеевичем, который отказал в выдаче беженцев Циньским властям, организовал закуп продуктов питания для дунган и юрт для их размещения. Официальное же подданство России было дано дунганам при императоре Александре II в 1878 году.

В этом же году часть дунган переселилась на территорию современного Казахстана.
На обустройство первых двух дунганских поселений Каракунуз (Йинпан) и Мариинское (Ирдык) Правительством России были выделены 56 тысяч рублей – огромная сумма по тем временам. Эти средства были выданы дунганам для покупки зерна, скота, строительных материалов. Для переселенцев первой группы дунган в количестве 1116 человек, выходцев из провинции Нинься, прошедшие через перевал Бедель, выделили земли в 10 км от города Пржевальск (Каракол). Здесь было основано село Мариинское (Ирдык, Эрдогу). Дунгане второй группы численностью 1779 человек были в основном выходцами из провинции Цинхай и Синьцзян (Турфан) и, пройдя через перевал Иркештам, попали в Ферганскую долину. Из-за нехватки земли в этом тогда уже перенаселенном регионе, переселенцам выделили непригодные и неполивные земельные участки, от которых дунгане отказались. Не дождавшись выделения новых участков земли, боясь упустить время посева урожая, дунгане этой группы начали наниматься на работу к местным землевладельцам, арендуя земли у них. А часть дунган этой группы, в основном выходцы из Турфанской долины, переселились в пригород древнего города Тараз и основали там село Жалпак Тюбе (Дунгановка). Часть дунган осталась жить в селе Карасу недалеко от города Ош, основав в дальнейшем знаменитый на весь Советский Союз хлопководческий колхоз имени Тащирова. Небольшая часть дунган этой группы переселилась в города Андижан, Наманган, основав там дунган-махалля. Дунгане же самой большой, шэньсийской группы в количестве 3314 человек, во главе с лидером дунганского антиманьчжурского восстания Биянху Мухаммед Аюб, переходили через самый высокий и трудный перевал Тянь-Шаня Торугарт и эта группа понесла самые большие людские потери при переходе. Их сразу после прибытия в небольшой пограничный городок Нарын, отправили в город Токмак. Проделав не менее тяжелый путь в лютые морозы и холода из Нарына, потеряв более 120 человек в дороге, беженцы прибыли в Токмак 27 декабря 1877 года. Сначала им были выделены земли к югу от города Токмак, но переселенцы, осмотрев окрестности города, попросили участок земли в семи километрах к северу от города. Царское правительство не отказало, и вскоре у подножья Колдун-горы Заилийского Алатау, на левом берегу реки Каракунуз появилось первое дунганское поселение Йинпан (Каракунуз, Масанчи)…


Дунгане Казахстана и Кыргызстана.


Место основания села с колоритным названием Каракунуз (Черные жуки) находится на территории современного Кордайского района, но тогда во время переселения дунган, территория находилась в подчинении Токмакского уезда, Семиреченской области. В память о волостном правителе Токмакского уезда Ногайбай Би (1834-1910), оказавший большую помощь переселенцам-дунганам, в селе Сортобе ему сооружен мемориальный обелиск.

Сначала царское правительство определило место жительства новых переселенцев южнее города Токмак, возле современных сел Дон-Арык и Бурана. Но дунгане, осмотрев место, не согласились с этим выбором, сославшись на малое количество воды и не очень удачное месторасположение села. Тогда им дали право самим выбрать себе место основания села и предводитель дунган Биянху со своими советниками на лошадях обойдя десятки верст, остановили свой выбор на месте слияние двух речек Су-Алма и Каракунуз. Хотя ровных полей не было и в помине, но для трудолюбивых дунган это не было помехой: многочисленные овраги и холмы за несколько лет были превращены в цветущие поля и сады. Прокопали и канал, который дал воду во все поля и огороды. И совсем скоро на новых землях своей новой Родины дунгане засеяли невиданные для здешних мест овощные и зерновые культуры. Несмотря на трудности зимнего перехода через заснеженные перевалы Тянь-Шаня, когда погибла большая часть беженцев, дунгане сохранили в своих поясных кушаках семена овощей и риса, которые и высадили на новых обработанных полях. Посмотреть на новые диковинные овощи пришел и сам генерал-губернатор Колпаковский, составив после этого докладную самому императору Александру 2-му, в котором подчеркнул, что дунгане являются носителями высокой культуры земледелия. И первые в истории этих мест рисовые поля заложили дунгане в пойменных, плодородных почвах реки Чу, осушив при этом вручную болота и камышовые заросли. Вскоре здесь и образовались поселки с «рисовыми» названиями Рисполе, Милянфан, Милянтан, где выращивали рис вплоть до 60-х годов прошлого столетия…
Следующая группа переселенцев-дунган из Поднебесной прибыла в Россию после передачи Илийского края Цинской империи, согласно Петербургского договору от 1881 года. Более 6-ти тысяч дунган решились на принятие российского подданства, и Царское правительство решило поселить их вместе с уйгурами в Жаркенском районе, специально отведенной для этой цели и присоединенное к России по договору. Но большая часть илийских дунган решились на переезд «подальше» и первый поток более зажиточных переселенцев, проделав 800 километровый путь, основали село Александровка (Сохулу) в Пишпекском уезде. А вторая группа дунган поселилась в пригороде города Верный, основав вместе с переселившимися уйгурами поселок «Заря Востока»…
В начале 20-го века, спустя 24 года после переселения дунган в Россию, известный этнограф, писатель и врач Поярков Федор Владимирович писал о дунганах:
«…Подчеркиваем следующий факт, что, несмотря на малую численность переселившихся к нам дунган сравнительно с численностью коренного туземного населения и пришлого русского люда, они уже с самого начала по своему прибытию, оказали заметное влияние и притом в лучшую сторону на экономическую жизнь обширного здешнего края. Благодаря этим дунганам, в казне ежегодно остается не один десяток тысяч рублей, так как с приходом их всякого рода перевозка и доставка тяжестей и кладей сделалась весьма дешевле, и притом доставка всех кладей стала происходить гораздо быстрее и скорее, что имеет, конечно, большое значение. Дунганин не знает усталости, он едет день и ночь; времени для отдыха ему потребно лишь столько, сколько нужно для того, чтобы выкормить лошадей; раз выкорм лошади окончился, в какое бы время дня и ночи это ни случилось, и он едет далее. Все свои работы дунгане исключительно производят при помощи лошадей, за которыми они большие мастера ухаживать и умеют их отлично выращивать. Из слабосильной и малорослой киргизской лошади дунгане путем тщательного и разумного ухода и кормления, добились получить крепкую, сильную и рослую лошадь, способную перевозить на далекое расстояние большие тяжести, и дунгане ценят, поэтому своих лошадей очень дорого. Кроме того, с приходом их значительно понизились цены на все жизненные продукты и припасы, начиная с продуктов первой необходимости и кончая даже предметами роскоши. Они в обилии разводят все огородные овощи, как-то лук, картофель, редиску и прочее. Посевом хлеба дунгане также занимаются в широких размерах. Работы на всякого рода мастерства также упали в цене – дунгане отличные кузнецы, слесари и знающие плотники. Но помимо всего этого, громадная заслуга за ними та, что они ввели в крае новую, дотоле неизвестную отрасль сельского хозяйства, а именно: разведение риса, посевами которого с каждым годом дунгане занимаются все в больших и больших размерах. Рис, ими возделываемый, оказался прекрасного качества, и увеличивающийся ежегодно сбыт его, идет далеко за пределы области. Но самое дорогое и главное качество, которым обладают дунгане, это то, что они всякого рода поручения и обязательства выполняют честно и строго-аккуратно; на слово, данное дунганином, можно положится вполне, не делая никаких формальных договоров и условий, так, по крайней мере, было в первые годы по их приходе; за что берутся дунгане, можно быть вполне уверенным и спокойным, что они все сделают аккуратно и добросовестно, но в свою очередь и от других они требуют того же самого и поэтому ничего своего, даже самого малейшего, дунгане никому и ни в чем не уступят. Не раз уже нами упоминавшийся ранее, знаменитый профессор и академик Василий Павлович Васильев так писал по поводу этих самых дунган: « ...От дунган мы должны ожидать большой пользы для государства. Наши дунгане, сколько известно, принялись у нас за хлебопашество, зарабатывают у нас хлеб мастерством. Мы знаем, что дунгане не только превосходные земледельцы, садовники, огородники, но отличаются и в ремеслах: они выделывают превосходный кирпич, отличные гончары, способны ко всем ремеслам, следовательно, дунгане будут очень полезны для культуры края». Слова профессора Васильева, как мы выше видели, вполне оправдались относительно значения дунган для культуры края и к только что сказанному этим ученым мы добавим, что край этот из кочевьев и дебрей стал превращаться не только в населенную, но вместе с тем и культурную местность»…

Сегодня, спустя почти полтора века, как дунгане живут на новой родине, они являются основными производителями овощной продукции в Казахстане и Кыргызстане. И благодаря этим истинным труженикам полей и огородов, в этих странах обилие и разнообразие овощной продукции, цены на которых являются самыми низкими и дешевыми в мире. Всего лишь половина выращенной продукции реализуется на местах, а львиная ее часть традиционно, ещё с советских времен, поставляются в Россию. В селах с дунганским населением, как правило, не продаются спиртные напитки и сигареты, вы не встретите на улице пьяных и курящих людей, очень низок процент правонарушений. Зато построены многочисленные мечети и медресе, которые не пустуют и полны прихожан. Благодаря традиционному мирному исламу ханафитской школы, присущей для большинства населения Центральной Азии, дунгане живут в мире и согласии со всеми, оказывая посильную помощь нуждающимся. Вы никогда не встретите среди дунган людей, испытывающих проблемы с продуктами питания, с жильем, а если у кого-то случилась беда или проблемы, то все сообщество придет ему на помощь…

Численность дунган в Центральной Азии составляет около 150 тысяч человек, и живут они в основном в трех странах: Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане. А с некоторых пор, начиная с 2005 года, дунгане стали массово переселяться и в Россию, где в последнее время стабильно растет их количество. В Саратовской области, где раньше жила большая немецкая диаспора, в пяти местных селах преобладающим большинством стало дунганское население. Сразу же в этих селах заработали школы и детские сады, преобразились заброшенные пашни и огороды, а волжская вода стала питать и взращивать дунганские овощи на российских землях. Появились и новые рабочие места, новые объекта бизнеса, а главное, на российский рынок потоком пошла дефицитная овощная продукция. Местные власти весьма благосклонно и позитивно относятся к новым поселенцам, отмечая их особое трудолюбие, умение и навыки в сельском хозяйстве, мирный характер и отличное знание русского языка и культуры. Учитывая стабильность и перспективу развития России, а также высокие цены на овощную продукцию, лояльность властей и их меры поддержки многодетных семей, нужно ожидать всё большее количество желающих переселиться туда…

Дунганское население Центральной Азии являются еще мостом торговли и сотрудничества с Поднебесной: сохранив свои обычаи и традиции, а главное свой родной язык, дунгане поставляют на рынки Центральной Азии и России огромное количество товаров из Китая. Благодаря знанию дунганского языка, который очень близок и схож с литературным китайским языком, а также честность и порядочность в делах и бизнесе, дунгане пользуются большим доверием и надежностью у торговцев и производителей товаров в Китае. И сегодня многие дунганские бизнесмены, современные купцы и проводники новой шелковой пути, закупают товары по самой оптимальной и льготной цене на фабриках и заводах, большая часть товаров берется в кредит и продается оптом на рынках СНГ по самым низким ценам. Многие товары, продаваемые на оптовых рынках Алматы и Бишкека, дешевле, чем в самом Китае! Часто гости из Поднебесной, посещая эти рынки, не верят, что их товары так дешево стоят за тысячи километров от места их производства…

А молодежь дунган, получившая образование в китайских вузах, стали важным звеном сотрудничества между КНР и странами СНГ. Ведь они, закончив учебу и овладев современным литературным китайским языком, становятся весьма востребованными в совместных с Китаем компаниях. Чем более, что озвученная Председателем Си Цзиньпин в стенах Назарбаев-университета г.Астаны инициатива Экономического пояса шелкового пути открывает для них еще больше перспектив и возможностей. Сотрудничество и кооперация в рамках крупнейшего международного проекта «Один пояс, Один путь» - это перспектива развития и процветания для всех стран, расположенных вдоль великой торговой магистрали древности. Это перспектива и шанс развития и процветания и для самих дунган - древнего народа Великого шелкового пути.

Отрывок из книги Даурова Х. Ш. «Дунгане»

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Что такое «Фу пин»?
13 ноябрь 2018, 13:42

Другие новости

Читать все новости

"Мастерская Лу Баня" - «Казахстанская мастерская»

Поездка в "Мастерскую Лу Баня" (далее – «Казахстанская мастерская»)

Глава государства провел расширенное заседание коллегии министерства внутренних дел

Борьба с преступностью и охрана общественного порядка – важнейшая задача

Команда Алтайского края РФ выиграла золото в соревнованиях по горнолыжному бегу на 5 км среди мужчин и женщин

В соревнованиях по программе «Мужчины, Женщины 5 км (коллективный старт, свободный стиль)» участвуют 20

Алтай включен в «Десятку лучших городов для зимнего туризма 2024 года».

Округ Алтай обладает богатыми ресурсами для зимних видов спорта

Второй день соревнований в Алтае

Результаты высокогорного слалома, лыжного кросса и конькобежного спорта

«Шёлковый путь льда и снега – Китайская столица снега»

Начались соревнования по скоростному конькобежному спорту

Завершились соревнования по горнолыжному спорту Зимних игр на Алтае

17 января завершились соревнования по горному лыжному спорту на первых зимних играх

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта