Жетыген, гуцинь и гучжэн: духовные струны Востока

Музыка — это не только искусство, но и носитель истории, традиций и глубочайших человеческих эмоций. Особенно это касается народных инструментов, рождённых веками назад и сохранивших в себе дух предков. Одним из таких инструментов является казахский жетыген, чей тонкий и философский голос снова оживает в XXI веке. Удивительно, но в этом голосе можно уловить отголоски звучания другого восточного инструмента — китайского гучжэна, а также более раннего представителя семейства цинь — гуциня. Несмотря на географическую удалённость, эти инструменты имеют древнее происхождение и олицетворяют музыкальную душу своих народов.
Согласно казахскому преданию, жетыген возник как инструмент скорби. Существует известная легенда о том, как в Западном Казахстане жил старец, у которого было семеро сыновей. Во время джута — тяжёлого голода и суровой зимы — сыновья начали умирать один за другим. Охваченный скорбью, отец взял кусок дерева, натянул на него струны — по одной на каждого погибшего сына, — и начал издавать звуки, передающие его боль. Каждая струна получила имя в честь сына: например, «Қарағым», «Қанат сынар», «От сөнер» и т. д. Так родился инструмент жетыген: «жеті» означает «семь», «ген» — «песня».
«В древности струны жетыгена были сделаны из конского волоса, под струны подставляли асыки — выполнявшие роль колков. Игра была интуитивной, передавала чувства, боль и звучала как плач», — рассказывает Фариза Ердибаева, педагог, магистр искусствоведческих наук Казахского национального университета искусств им. К. Байсеитовой.
В китайской культуре традиционными щипковыми инструментами являются гуцинь и гучжэн. Гуцинь — старейший из них, его история насчитывает более 3000 лет. Он считается инструментом мудрецов и философов, символом духовной утончённости. Известно, что Конфуций играл на гуцине, считая музыку способом самопознания и воспитания моральных качеств. Струны сначала были шёлковыми, позднее — металлическими. Принцип игры схож: щипковая техника без смычка, с использованием ногтевых медиаторов или пальцев. Однако есть и отличия. Как отмечает магистр искусствоведческих наук Фариза Ердибаева: «Гуцинь похож на жетыген — у него семь струн. Изначально их было пять, затем семь. Инструмент изготавливался из цельного куска дерева, имел деки и 13 ладов, которые позволяют варьировать высоту и тембр звука путём нажатия струны левой рукой. Этот способ игры существенно отличается от традиционной казахской техники игры на жетыгене, где струны звучат свободно, без прижатия к деке».
Инструмент гучжэн появился в Китае около 2500 лет назад, в период Воюющих царств (475–221 гг. до н. э.). Он развился из более ранних форм цитр и быстро стал популярным инструментом не только в народной, но и в придворной музыке. Гучжэн считался более «женственным» по звучанию, чем гуцинь, и его часто использовали для сопровождения пения, поэзии и театральных представлений. В наши дни он занимает центральное место в китайской традиционной и современной сцене.
Эволюция жетыгена претерпела значительные изменения, особенно в XX веке. Благодаря усилиям казахского этнографа и исследователя Болата Сарыбаева инструмент был фактически возвращён к жизни после периода забвения. Первоначальная семиструнная конструкция была усовершенствована с целью расширения музыкального диапазона и исполнительских возможностей. Добавление струн позволило исполнять более сложные музыкальные произведения, выходящие за рамки традиционных народных мелодий. Сначала количество струн увеличилось до 13, а затем, для достижения двухоктавной регистрации, достигло 21–23. Длина жетыгена может превышать 150 см.
По словам педагога Казахского национального университета искусств, изначально струны для жетыгена изготавливались из лески. Однако в последние 20–30 лет всё чаще используются металлические струны, а вместо асыка применяют тиек, что, тем не менее, не меняет основной техники игры щепком.
В китайской музыкальной традиции гучжэн отличается от гуциня как по конструкции, так и по технике игры. Он представляет собой инструмент с большим деревянным резонатором и 21–25 струнами. Под каждой струной устанавливается подвижная подставка (аналог казахского тиека), что позволяет точно настраивать высоту звука. Изначально струны делались из шёлка, но позднее их заменили на металлические с нейлоновым покрытием — так же, как в современной практике игры на жетыгене. Длина гучжэна может достигать 120–160 см. Играют на нём при помощи специальных медиаторов, закрепляемых на пальцах правой руки, тогда как левая используется для изменения звука — вибрации, изгибов, глиссандо. Фариза Ердибаева отмечает, что сходство между гучжэном и казахским жетегеном проявляется в нескольких аспектах. Оба инструмента используют щипковую технику, позволяющую передавать эмоции через звук без применения смычка. Они имеют множество струн — от 21 до 25, — что обеспечивает широкий диапазон и даёт возможность исполнять как традиционные, так и современные произведения. Подставки под струнами — тиек у жетыгена и подвижные мостики у гучжэна — обеспечивают настройку и придают инструментам характерное тембровое звучание. Материалы изготовления также схожи: в процессе исторической эволюции оба инструмента перешли от шёлковых и жилковых струн к металлическим, при этом сохранив свою национальную самобытность.
Жетыген, гуцинь и гучжэн играют важную роль в культурной традиции: они не просто музыкальные инструменты, а носители глубокой философии, через которые передаются чувства и история. В каждом из них заложена философия народа: казахская — с её открытым степным дыханием, скорбью и силой предков; китайская — с её созерцанием, глубиной и многослойной мудростью. Это язык души, памяти исердца. И в Китае, и в Казахстане такая музыка считается лечебной. Она помогает человеку восстановить душевный баланс, отвлечься от суеты, почувствовать глубину жизни.

Тугельбаева Сауле

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

В городе Хоргос 91400 голов скота организованно переводятся на пастбища.

С потеплением 91400 голов скота в городе Хоргос начали перегон с зимних пастбищ на весенне-осенние, расположенные

Агрономы Хоргоса ставят «диагноз» пшенице, способствуя росту доходов.

Раньше полив и удобрение были делом опыта — когда был занят, получалось и медленно, и утомительно

Второй Международный юношеский футбольный турнир «Кашгарский кубок» стартует в июне.

Этот турнир станет не только соревнованием в мастерстве игры в футбол, но и мостом для культурного обмена и

Знаковость визита Си Цзиньпина в Россию на 80-летие Победы и его значение для Казахстана

Визит Си Цзиньпина в Россию накануне Дня Победы имеет глубокое символическое значение

От Юго-Восточной Азии до России: две зарубежные поездки Си Цзиньпина раскрывают китайский путь «сотрудничества».

В условиях глубокой трансформации мировой структуры дипломатические шаги крупных держав привлекают особое внимание.

«Облака на земле» вышли в прокат — поэма о жизни хлопкоробов Синьцзяна в документальном формате.

7 мая документальный фильм «Облака на земле» официально вышел в прокат по всей стране. Картина, следуя эстетике

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта