Казахстанская учёная Сауле Кошанова: Образовательные идеи Конфуция обладают межкультурной универсальностью

Эксклюзивное интервью с казахстанской учёной Сауле Кошановой
Корреспондент China News Service Шань Лу

В последние годы преподавание китайского языка в Казахстане развивается стремительными темпами. В стране действуют пять Институтов Конфуция и множество центров обучения китайскому языку, в ряде вузов открыты курсы китайского языка, число изучающих китайский язык растёт с каждым годом. В июле 2024 года в Астане состоялось официальное открытие казахстанского филиала Пекинского лингвистического университета. По словам казахстанского ректора филиала Сауле Ерденовны Кошановой, Казахстан активно продвигает модернизацию образования, стремясь к подготовке кадров с международным кругозором. Идеи Конфуция, такие как «обучение без дискриминации» и «индивидуальный подход к обучению», а также акцент на моральном воспитании и социальной ответственности, соответствуют этой цели.

Недавно проект China News Service «Восток-Запад» взял интервью у Сауле Кошановой — казахстанского ректора казахстанского филиала Пекинского лингвистического университета, чтобы обсудить межкультурную универсальность образовательной мысли Конфуция.
Ниже приводится краткое изложение интервью:

Корреспондент China News Service: Как педагог, как вы понимаете основные идеи образовательной мысли Конфуция? Какую значимость эти идеи имеют в современной образовательной системе?

Сауле Кошанова: Уже более 20 лет моя жизнь неразрывно связана с китайским языком и китаеведением, и идеи Конфуция оказали на меня глубокое влияние. Он заботился не только о передаче знаний, но и о формировании личности, моральных принципов и социальной ответственности, считая моральное воспитание важнее простого освоения знаний.
Я считаю, что образовательные идеи Конфуция обладают межкультурной универсальностью. Конфуций подчёркивал важность «обучения на протяжении всей жизни», а его высказывания вроде «учиться без размышлений — бесполезно, размышлять без учёбы — опасно» или «если у человека нет верности, не знаю, что с ним можно сделать», подчеркивают необходимость сочетания учёбы с мышлением и важность честности для личности и общества. Эти идеи остаются актуальными и в современном обществе.
На фоне стремительного развития технологий современное образование часто акцентируется на экзаменах и успеваемости, упуская из виду развитие способности к самостоятельному мышлению и обучению на протяжении всей жизни. Конфуций подчёркивал, что целью образования является воспитание благородных личностей (цзюньцзы) с добродетелями и чувством ритуала, которые своим нравственным обликом и знаниями могут оказывать влияние на общество.
В эпоху глобализации межкультурное понимание и сотрудничество становятся исключительно важными. Основные ценности, продвигаемые Конфуцием, такие как «жэнь» (человечность, эмпатия), «ли» (уважение к нормам), «синь» (честность) и «и» (справедливость и ответственность), по-прежнему имеют глубокое значение для современного мира.

Корреспондент: Конфуций пропагандировал принцип «моральное воспитание прежде всего». Есть ли в этом сходство с традиционной образовательной концепцией Казахстана?
Сауле Кошанова: Конфуций подчеркивал важность морального воспитания, считая, что образование должно развивать не только умственные способности, но и формировать благородный нрав. Он говорил: «стремиться к Дао, опираться на добродетель, следовать человечности, наслаждаться искусствами», подчеркивая, что целью образования является воспитание добродетельных и сострадательных людей, что способствует гармоничному развитию личности и общества.
Идеи Конфуция во многом перекликаются с традиционными образовательными представлениями Казахстана. Мы также уделяем большое внимание моральному воспитанию, поощряем такие ценности, как честность, справедливость, надёжность и прямота, стараемся развивать у детей уважение, чувство ответственности и чести, а также акцентируем внимание на социальной гармонии. Например, в нашей культуре почтение к старшим и забота о семье считаются важными моральными нормами. Эти ценности соответствуют конфуцианской этике.

Корреспондент: Один из главных принципов образовательной мысли Конфуция — «индивидуальный подход». Как этот принцип реализуется в международном образовании китайскому языку?
Сауле Кошанова: Принцип «индивидуального подхода» Конфуция означает, что обучение должно соответствовать индивидуальным особенностям, способностям и интересам учащегося. Это требует от учителя адаптации методов обучения в зависимости от уровня знаний, способностей и предпочтений учеников, чтобы реализовать персонализированное обучение.
Этот подход широко применяется и в международном образовании китайскому языку, продвигая ориентированное на учащегося индивидуализированное обучение. Преподаватели используют разнообразные методы в зависимости от культурного фона, мотивации, скорости усвоения и интересов учащихся, чтобы повысить эффективность обучения.
Современные образовательные технологии способствуют эффективному воплощению принципа индивидуального подхода. В Казахстане онлайн-платформы и интеллектуальные приложения позволяют учащимся регулировать темп и уровень сложности обучения в соответствии со своими потребностями. Многие платформы используют алгоритмы для динамической адаптации учебного контента к прогрессу учащегося.
Кроме того, в условиях растущего влияния искусственного интеллекта, ИИ не только выступает как собеседник в изучении языков, но и помогает исправлять произношение и грамматические ошибки. Эти технологические перемены значительно влияют на развитие образования, в том числе международного обучения китайскому языку.

Корреспондент: Какую роль может играть международное преподавание китайского языка в продвижении межкультурного понимания и обмена?
Сауле Кошанова: Как сказал бывший президент ЮАР Нельсон Мандела: «Если вы говорите с человеком на языке, который он понимает, это попадает ему в голову; если вы говорите с ним на его родном языке, это попадает ему в сердце». Это подчёркивает значение языка в межличностной коммуникации и культурном понимании. Поэтому международное преподавание китайского языка является важным каналом для межкультурного обмена и устранения недопонимания и предвзятости.
Язык не только является средством общения, но и отражает культуру, философию и систему ценностей. Изучение китайского языка касается не только грамматики и лексики, но и культурных концепций и способов мышления. Это помогает иностранным учащимся понять ключевые идеи китайской культуры, разрушить стереотипы и углубить понимание Китая.
Многие китайские выражения и метафоры несут в себе глубокий культурный контекст. Например, «в семье лад — и все дела идут хорошо» отражает важность семейных отношений для китайцев, а «гармония при различиях» демонстрирует концепцию сосуществования разных культур. Понимание этих идей помогает иностранным учащимся лучше воспринимать образ мышления китайцев и избегать недопонимания из-за культурных различий.
Овладение языком — это, по сути, открытие двери к межкультурному общению. Продвижение китайского языка на международной арене способствует более глубокому пониманию Китая представителями других культур, снижению уровня непонимания, культурному взаимопроникновению и созданию более инклюзивного мира.
Во время моего обучения и работы в Китае и европейских странах я глубоко ощутила столкновение и слияние разных культур. Я считаю, что несмотря на существующие различия между Востоком и Западом, крайне важно сохранять открытость. Уважение к традициям и ценностям друг друга — ключ к межкультурному пониманию.

Корреспондент: Как университеты Казахстана и Китая могут укрепить обмены и сотрудничество для дальнейшего продвижения взаимопонимания и взаимодействия?
Сауле Кошанова: Прежде всего, продвигать программы обмена преподавателями и студентами в ключевых областях — это самый прямой и эффективный путь. Надо не только поощрять академический обмен среди студентов, но и укреплять взаимодействие между преподавателями, что поможет глубже понять культуру и академическую систему друг друга. Кроме того, реализация совместных научных проектов и культурных мероприятий способствует обмену знаниями и лучшему пониманию ценностей и образа мышления друг друга.
Следует отметить, что открытие филиалов китайских вузов в Казахстане также способствует укреплению обменов. Эти вузы предоставляют качественные образовательные ресурсы казахстанским студентам и углубляют сотрудничество двух стран в науке и образовании.
Например, в казахстанском филиале Пекинского лингвистического университета в 2024–2025 учебном году 100 студентов проходят подготовительное обучение, а в 2025–2026 учебном году планируется приём 150 студентов из Казахстана и других стран Центральной Азии на подготовительное обучение и бакалавриат. В этом году в филиале также будет открыт экзаменационный центр по китайскому языку (HSK). Эти меры сделают изучение китайского языка более доступным для студентов из Казахстана и стран Центральной Азии. В будущем филиал расширит спектр курсов и углубит академические и культурные обмены между вузами двух стран.
В целом, только через многоуровневое и многоканальное взаимодействие можно действительно преодолеть культурные барьеры, сделать сотрудничество между вузами более глубоким и способствовать долгосрочному взаимовыгодному партнёрств

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

Председатель Ассоциации выпускников ВУЗов КНР: Китай становится желанным направлением для казахстанской молодежи

«Как выбрать университет и специальность? Дорого ли вообще учиться в Китае?»

Казахстанский молодой китаевед: зарубежное обучение китайскому языку помогает молодёжи «понять» Китай.

Как развивалось обучение китайскому языку в Казахстане как важной стране-участнице инициативы «Один пояс, один

Мост китайского языка – 2025» в Астане

В 2025 году площадкой проведения конкурса стал Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилёва не

Космическое сотрудничество Казахстана и Китая

В 2024 году Казахстан официально присоединился к китайской программе по созданию Международной лунной

Жетыген, гуцинь и гучжэн: духовные струны Востока

Музыка — это не только искусство, но и носитель истории, традиций и глубочайших человеческих эмоций.

Городская линия будущего: как Астана готовит LRT

Идея интегрированной системы LRT родилась в 2011 году

В городе Хоргос 91400 голов скота организованно переводятся на пастбища.

С потеплением 91400 голов скота в городе Хоргос начали перегон с зимних пастбищ на весенне-осенние, расположенные

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта