Казахстанская учёная Сауле Кошанова: Образовательные идеи Конфуция обладают межкультурной универсальностью

Эксклюзивное интервью с казахстанской учёной Сауле Кошановой
Корреспондент China News Service Шань Лу

В последние годы преподавание китайского языка в Казахстане развивается стремительными темпами. В стране действуют пять Институтов Конфуция и множество центров обучения китайскому языку, в ряде вузов открыты курсы китайского языка, число изучающих китайский язык растёт с каждым годом. В июле 2024 года в Астане состоялось официальное открытие казахстанского филиала Пекинского лингвистического университета. По словам казахстанского ректора филиала Сауле Ерденовны Кошановой, Казахстан активно продвигает модернизацию образования, стремясь к подготовке кадров с международным кругозором. Идеи Конфуция, такие как «обучение без дискриминации» и «индивидуальный подход к обучению», а также акцент на моральном воспитании и социальной ответственности, соответствуют этой цели.

Недавно проект China News Service «Восток-Запад» взял интервью у Сауле Кошановой — казахстанского ректора казахстанского филиала Пекинского лингвистического университета, чтобы обсудить межкультурную универсальность образовательной мысли Конфуция.
Ниже приводится краткое изложение интервью:

Корреспондент China News Service: Как педагог, как вы понимаете основные идеи образовательной мысли Конфуция? Какую значимость эти идеи имеют в современной образовательной системе?

Сауле Кошанова: Уже более 20 лет моя жизнь неразрывно связана с китайским языком и китаеведением, и идеи Конфуция оказали на меня глубокое влияние. Он заботился не только о передаче знаний, но и о формировании личности, моральных принципов и социальной ответственности, считая моральное воспитание важнее простого освоения знаний.
Я считаю, что образовательные идеи Конфуция обладают межкультурной универсальностью. Конфуций подчёркивал важность «обучения на протяжении всей жизни», а его высказывания вроде «учиться без размышлений — бесполезно, размышлять без учёбы — опасно» или «если у человека нет верности, не знаю, что с ним можно сделать», подчеркивают необходимость сочетания учёбы с мышлением и важность честности для личности и общества. Эти идеи остаются актуальными и в современном обществе.
На фоне стремительного развития технологий современное образование часто акцентируется на экзаменах и успеваемости, упуская из виду развитие способности к самостоятельному мышлению и обучению на протяжении всей жизни. Конфуций подчёркивал, что целью образования является воспитание благородных личностей (цзюньцзы) с добродетелями и чувством ритуала, которые своим нравственным обликом и знаниями могут оказывать влияние на общество.
В эпоху глобализации межкультурное понимание и сотрудничество становятся исключительно важными. Основные ценности, продвигаемые Конфуцием, такие как «жэнь» (человечность, эмпатия), «ли» (уважение к нормам), «синь» (честность) и «и» (справедливость и ответственность), по-прежнему имеют глубокое значение для современного мира.

Корреспондент: Конфуций пропагандировал принцип «моральное воспитание прежде всего». Есть ли в этом сходство с традиционной образовательной концепцией Казахстана?
Сауле Кошанова: Конфуций подчеркивал важность морального воспитания, считая, что образование должно развивать не только умственные способности, но и формировать благородный нрав. Он говорил: «стремиться к Дао, опираться на добродетель, следовать человечности, наслаждаться искусствами», подчеркивая, что целью образования является воспитание добродетельных и сострадательных людей, что способствует гармоничному развитию личности и общества.
Идеи Конфуция во многом перекликаются с традиционными образовательными представлениями Казахстана. Мы также уделяем большое внимание моральному воспитанию, поощряем такие ценности, как честность, справедливость, надёжность и прямота, стараемся развивать у детей уважение, чувство ответственности и чести, а также акцентируем внимание на социальной гармонии. Например, в нашей культуре почтение к старшим и забота о семье считаются важными моральными нормами. Эти ценности соответствуют конфуцианской этике.

Корреспондент: Один из главных принципов образовательной мысли Конфуция — «индивидуальный подход». Как этот принцип реализуется в международном образовании китайскому языку?
Сауле Кошанова: Принцип «индивидуального подхода» Конфуция означает, что обучение должно соответствовать индивидуальным особенностям, способностям и интересам учащегося. Это требует от учителя адаптации методов обучения в зависимости от уровня знаний, способностей и предпочтений учеников, чтобы реализовать персонализированное обучение.
Этот подход широко применяется и в международном образовании китайскому языку, продвигая ориентированное на учащегося индивидуализированное обучение. Преподаватели используют разнообразные методы в зависимости от культурного фона, мотивации, скорости усвоения и интересов учащихся, чтобы повысить эффективность обучения.
Современные образовательные технологии способствуют эффективному воплощению принципа индивидуального подхода. В Казахстане онлайн-платформы и интеллектуальные приложения позволяют учащимся регулировать темп и уровень сложности обучения в соответствии со своими потребностями. Многие платформы используют алгоритмы для динамической адаптации учебного контента к прогрессу учащегося.
Кроме того, в условиях растущего влияния искусственного интеллекта, ИИ не только выступает как собеседник в изучении языков, но и помогает исправлять произношение и грамматические ошибки. Эти технологические перемены значительно влияют на развитие образования, в том числе международного обучения китайскому языку.

Корреспондент: Какую роль может играть международное преподавание китайского языка в продвижении межкультурного понимания и обмена?
Сауле Кошанова: Как сказал бывший президент ЮАР Нельсон Мандела: «Если вы говорите с человеком на языке, который он понимает, это попадает ему в голову; если вы говорите с ним на его родном языке, это попадает ему в сердце». Это подчёркивает значение языка в межличностной коммуникации и культурном понимании. Поэтому международное преподавание китайского языка является важным каналом для межкультурного обмена и устранения недопонимания и предвзятости.
Язык не только является средством общения, но и отражает культуру, философию и систему ценностей. Изучение китайского языка касается не только грамматики и лексики, но и культурных концепций и способов мышления. Это помогает иностранным учащимся понять ключевые идеи китайской культуры, разрушить стереотипы и углубить понимание Китая.
Многие китайские выражения и метафоры несут в себе глубокий культурный контекст. Например, «в семье лад — и все дела идут хорошо» отражает важность семейных отношений для китайцев, а «гармония при различиях» демонстрирует концепцию сосуществования разных культур. Понимание этих идей помогает иностранным учащимся лучше воспринимать образ мышления китайцев и избегать недопонимания из-за культурных различий.
Овладение языком — это, по сути, открытие двери к межкультурному общению. Продвижение китайского языка на международной арене способствует более глубокому пониманию Китая представителями других культур, снижению уровня непонимания, культурному взаимопроникновению и созданию более инклюзивного мира.
Во время моего обучения и работы в Китае и европейских странах я глубоко ощутила столкновение и слияние разных культур. Я считаю, что несмотря на существующие различия между Востоком и Западом, крайне важно сохранять открытость. Уважение к традициям и ценностям друг друга — ключ к межкультурному пониманию.

Корреспондент: Как университеты Казахстана и Китая могут укрепить обмены и сотрудничество для дальнейшего продвижения взаимопонимания и взаимодействия?
Сауле Кошанова: Прежде всего, продвигать программы обмена преподавателями и студентами в ключевых областях — это самый прямой и эффективный путь. Надо не только поощрять академический обмен среди студентов, но и укреплять взаимодействие между преподавателями, что поможет глубже понять культуру и академическую систему друг друга. Кроме того, реализация совместных научных проектов и культурных мероприятий способствует обмену знаниями и лучшему пониманию ценностей и образа мышления друг друга.
Следует отметить, что открытие филиалов китайских вузов в Казахстане также способствует укреплению обменов. Эти вузы предоставляют качественные образовательные ресурсы казахстанским студентам и углубляют сотрудничество двух стран в науке и образовании.
Например, в казахстанском филиале Пекинского лингвистического университета в 2024–2025 учебном году 100 студентов проходят подготовительное обучение, а в 2025–2026 учебном году планируется приём 150 студентов из Казахстана и других стран Центральной Азии на подготовительное обучение и бакалавриат. В этом году в филиале также будет открыт экзаменационный центр по китайскому языку (HSK). Эти меры сделают изучение китайского языка более доступным для студентов из Казахстана и стран Центральной Азии. В будущем филиал расширит спектр курсов и углубит академические и культурные обмены между вузами двух стран.
В целом, только через многоуровневое и многоканальное взаимодействие можно действительно преодолеть культурные барьеры, сделать сотрудничество между вузами более глубоким и способствовать долгосрочному взаимовыгодному партнёрств

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

Центр подготовки молодёжи города Хоргос официально открыт

«Мы тесно сотрудничаем с центром подготовки молодёжи, на основе популяризации футбола в школах уделяем внимание

Хоргос ускоряет строительство гостиничных проектов, повышая возможности туристического приема.

Хотя сейчас сезон «Малого снега», Хоргос по-прежнему залит солнцем, на всех стройках гостиниц кипит работа,

Количество поездов Китай-Европа/Центральная Азия, прошедших через КПП Хоргос с начала 2025 года, превысило 9 тыс.

23 ноября количество поездов Китай-Европа/Центральная Азия, прошедших через ж/д КПП Хоргос с начала 2025 года,

В Хоргосе открылся молодежный фестиваль искусств "Синьцзян-Центральная Азия"

В 3-дневном мероприятии принимают участие более 100 представителей молодежи Китая, Казахстана, Узбекистана,

Сельскохозяйственная отрасль Хоргоса исполняет зимнюю «песню увеличения дохода».

В начале зимы земля Хоргоса пронизана холодом, трава и деревья увядают, но в теплицах базы по выращиванию цветов и

«Модель фермы Гучун» возглавляет революцию производства кукурузы в Китае

Это стало возможным благодаря мощной поддержке технологии плотной посадки кукурузы и точного регулирования высокой

Делегация австралийских туроператоров посетила Кашгар в Синьцзяне.

Первым пунктом маршрута делегации стал Старый город Кашгара

В Урумчи открылся Тяньшаньский форум по экономическому сотрудничеству в Центральной Азии

Форум, озаглавленный "Содействие взаимосвязанности и высвобождение инвестиционного потенциала", призван создать

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта