«Казахстан и Китай осваивают 51 проект на $27 млрд., возрождая «Шелковый путь» дружбы, наполняя его новым содержанием»
Президент ОФ «Международная академия «Новый Шелковый путь» Хусей Дауров:
«Казахстан и Китай осваивают 51 проект на $27 млрд., возрождая «Шелковый путь» дружбы, наполняя его новым содержанием» Торгово-экономическое сотрудничество между Казахстаном и Китаем, за чуть более чем четвертьвековой период с момента установления дипотношений между государствами приобрело характер стратегического партнерства. Особый размах оно приобрело в рамках проекта Экономический пояс Шелкового пути, которому 7 сентября исполняется пять лет. Тогда председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с президентом нашей страны Нурсултаном Назарбаевым в Астане предложил совместно выстраивать Экономический пояс Шелкового пути, а вместе с ним и будущее своих народов. Накануне юбилея проекта «Пояса и пути» магистрант Шэньсийского педагогического университета факультета «Международная политика» Ильяс Машанло обратился к президенту казахстанского общественного фонда (ОФ) «Международная академия «Новый Шелковый путь», возглавляющему также этнокультурное объединение «Ассоциация дунган Казахстана», Хусею Даурову с просьбой рассказать, о том, что приобрел Казахстан за время своего участия в программе «Один пояс – один путь». - Хусей Шимарович, что бы Вы выделили в первую очередь, подытоживая достижения Казахстана и Китая за первые пять лет сотрудничества в рамках проекта «Один пояс - один путь»? - За время, прошедшее с момента установления дипломатических отношений между двумя странами, Казахстан и Китай сумели достичь значительного прогресса в развитии торгово-экономического сотрудничества, основанного на взаимной выгоде и принципах добрососедства. А совместная реализация инвестиционных планов в рамках проекта Великого Шелкового пути за последние пять лет послужили импульсом для активизации такого взаимодействия. Сразу после выдвижения КНР инициативы «Одного пояса одного пути» Казахстан, поддержав ее, гармонично дополнил своей национальной программой - «Нурлы Жол». Результат взаимовыгодного сотрудничества известен: Казахстан сегодня является одним из наиболее успешных участников самого глобального проекта 21-ого века «Один пояс - один путь», в рамках которого между Казахстаном и Китаем сейчас осуществляется 51 проект на сумму $27 млрд. Кроме того, между Казахстаном и КНР в ходе июньского визита в Пекин главы государства Нурсултана Назарбаева подписаны 40 коммерческих документов на $13 млрд. Среди множества реализуемых проектов я бы выделил создание завода по производству стальных сварных труб большого диаметра, необходимых для нефтяной промышленности. Это один из крупнейших проектов, в него инвестируются 33 млрд. тенге под Алматы. Производственная мощность завода, который расположится на 18,2 га в Алатауском районе, составит 100 тыс. тонн трубной продукции в год. В августе текущего года казахстанская делегация Костанайской области в рамках рабочей поездки в Пекин обсудила с китайскими компаниями ряд совместных инвестиционных планов, в числе которых - проект стоимостью в $2-2,5 млрд. по созданию производства пентаметилендиамина DN5 (нейлона) в Казахстане объемом 500 тыс. тонн готовой продукции и переработки пшеницы и кукурузы 2,3-2,5 млн тонн в год. С китайской стороны партнером выступает компания Cathay IndustrialBiotech Ltd и компания CITIC Construciton Co. Ltd. Партнер с казахстанской стороны – АО «КазАзот». В Алматинской области с 2015 года строится научный сельскохозяйственный парк на площади 100 000 га. стоимостью $900 млн., где будет производиться экологически чистая сельхозпродукция на основе передовых инновационных технологий. При этом планируется создать более 10 000 рабочих мест. Обращает на себя внимание и то, что Казахстан в рамках программы «Нурлы Жол» построил важнейшую часть евразийской транспортной магистрали, это международная магистраль «Западный Китай - Западная Европа», 2800 километров уже полностью проложены, остался небольшой участок. Думаю, в этом году этот участок магистрали, проходящей через Казахстан, будет полностью сдан. По этой дороге планируется транспортировка транзитного груза через территорию Казахстана в масштабе 50 млн. тонн ежегодно. Сегодня по железной дороге через Алашанькоу перевозят всего 16 млн. тонн. Доставка товаров из Китая в Западную Европу по морскому Шелковому пути требует от 40 до 55 дней, если железной дорогой, то уходит где-то 16 – 20 дней, а по новому автобану «Западная Европа – Западный Китай» это можно будет сделать за 8-10 суток. Президент нашей страны сумел эффективно использовать транзитный ее потенциал, в результате ожидаемые доходы от него будут сопоставимы с поступлениями от продажи нефти. - Несмотря на разность экономических потенциалов двух стран, партнерство Казахстана и Китая называют стратегическим. В чем его особенности? - Мне по долгу своей деятельности уже около 30 лет приходится заниматься вопросами налаживания деловых связей и укрепления дружественных уз с соседней страной. При этом тесно работаю с исторической родиной дунган - провинцией Шэньси и ее центром - городом Сианем. И о стратегическом партнерстве двух стран лично мне довелось услышать из уст председателя КНР Ху Цзиньтао еще в 2009-м году, когда он во время приема казахстанской делегации по случаю празднования шестидесятилетия образования Китая назвал нашу республику «самым важным стратегическим партнером для Китая». Об этом же заявил нынешний председатель КНР Си Цзиньпин в 2013 году, выдвигая проект «Один пояс один путь». Специфика отношений двух стран заключается во взаимодополняемости их интересов. Китай нуждается в природных ресурсах, а Казахстан ими обладает и готов их поставлять. То есть две страны оказались попутчиками на древнем Шелковым пути и стратегическими партнерами, заинтересованными в стабильном развитии друг друга. Не случайно Китай в инвестиционной стратегии развития Казахстана играет роль ключевого инвестора. Сумма китайских инвестиций в экономику Казахстана, согласно официальным данным, составляет свыше $15 млрд., в течение только 2018 года планируется реализовать 6 казахстанско-китайских проектов на сумму $363 млн. - А в каких направлениях сотрудничество двух стран представляет наибольший интерес? - Если взять сырьевой сектор, то здесь одним из важных направлений является добыча казахстанских углеводородов и транспортировка их в Китай, растущая экономика которого нуждается в постоянных и надежных источниках топлива. Логическим проявлением энергетической политики КНР стало то, что эта страна уже в течение нескольких лет удерживает пятую позицию в списке крупнейших инвесторов казахстанской экономики, причем подавляющая их часть целенаправленно идет именно в нефтегазовую отрасль нашей республики. Сама структура сотрудничества между Казахстаном и Китаем носит тоже стратегический характер. Во-первых, через территорию Казахстана поставляется 15% (а это около 35 млрд. кубометров газа отправленного в 2017 году) всего потребляемого КНР газа, который, по сути, является первой экономикой по производству в мире. Причем данный объем не весь казахстанский. Там есть часть транзитного туркменского и узбекского газа. Кроме того, мы поставляем в Китай нефть, различное сырье, материалы и т.д. А мы завозим из Китая станки, оборудование, все, что необходимо сегодня для развития нашего современного, молодого Казахстана. - Вы упомянули про транзит газа. Но из Китая в Европу через территорию Казахстана уже пошли груженные контейнерами транзитные поезда. - Конечно, и вот об этом я хотел рассказать поподробней. В свое время чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в КНР Куаныш Султанов в своей книге «Пробуждение гиганта» весьма образно сравнил экономику Китая с несущимся локомотивом, с которым Казахстану по пути. Дипломат имел в виду колоссальный товарный потенциал, который «фабрика мира» заинтересована экспортировать в Европу и другие страны мира, подчеркивая, что сделать это КНР может, в том числе и путем транзита через территорию Казахстана - связующее звено между Китаем и той же Россией и странами Европы. Через Казахстан проходит самый короткий путь в Европу, а ЕС сегодня является самым крупным торговым партнером Китая. Выгода для Казахстана в первую очередь в том, что Китай заинтересован сегодня прежде всего продать свою продукцию. Казахстан – это очень маленький рынок. Если сопоставить товарооборот Казахстана с Китаем (около $9-10 млрд.) и Китая с Европой ($500-600 млрд.), то последний окажется в 50-60 раз больше. То есть огромное количество товара, произведенного в Поднебесной для Европы, проходя через нашу территорию, будет приносить Казахстану весомую транзитную прибыль. Ведь согласно данным госстаткомитета КНР, торговый оборот Китая со странами вдоль «Пояса и пути» превысил $5 трлн., Китай стал самым большим торговым партнером для 25 стран вдоль «Пояса и пути». К концу августа текущего года количество совершенных железнодорожных рейсов Китай-Европа в 43 города 15 стран Европы, уже превысило 10 тысяч. Как уже говорил, эффективное использование транзитного потенциала, могут принести Казахстану доходы, сопоставимые с поступлениями от продажи нефти. - В Китае мне приходилось слышать опасения некоторых китайских экспертов относительно того, что затраты на реализацию инфраструктурных проектов могут не окупиться. Что вы можете сказать по этому поводу? - Есть такой риск. Мы знаем, что сегодня в мире идет торговая война, и даже международные структуры сегодня не соблюдают законы. Все законы и нормы ВТО сегодня попираются. Дошло до того, что президент США Трамп выразил недовольство работой самой ВТО, пригрозив выйти из этой организации. В такой ситуации в «группе риска» оказались страны, имевшие инвестпроекты с Америкой, объявившей войну практически всем странам, включая ЕС - своему ближайшему союзнику и стратегическому партнеру, а также Канаде, Мексике, Австралии, Китаю, Ирану, Турции, России. Совсем в иной – доверительной деловой обстановке осуществляют инфраструктурные проекты Казахстан и Китай. Сегодня открыто более ста прямых рейсов грузовых поездов, в том числе и прямой грузовой рейс – экспресс «Сиань – Алматы», решение о запуске которого было принято еще в 2013 году, когда мы пригласили губернатора провинции Шэньси, Лу Циндзянь(娄勤俭). Продолжая тему казахстанского транзита, скажу, что этот товарный поезд связал напрямую Алматы с городом Сиань, который является колыбелью Шелкового пути, это центр сотрудничества «Пояса и пути». Благодаря только этому значительно легче стало заниматься бизнесом. То есть товар грузится в самом Сиане, без всяких сопровождений и других препятствий он доходит до Алматы, и бизнесмен осуществляет растаможивание груза в Алматы и получает его здесь же. Этот проект на 30% дотируется правительством Шэньси. Если первое время в обратную дорогу груза не находилось, то теперь в вагоны из Казахстана закладывается экологически чистая сельхозпродукция. По моим данным, на конец 2017 года было открыто 127 грузовых маршрутов железных дорог, связывающих города Китая с другими странами, например, маршруты Чэнду – Ташкент, Чжэнчжоу – Берлин, Париж. В том числе в прошлом году во время нашего участия в китайско-арабском саммите, это было в сентябре 2017 года, был открыт прямой контейнерный рейс Инчуань (Инчуань - это административный центр дунганской автономии Нинься) – Тегеран. Новая ветка связала Среднюю Азию с Тегераном и по ней, мы были живыми участниками, состоялась отправка первого рейса, который связал Китай со странами Ближнего Востока железнодорожным путем. Поэтому сегодня, те инвестиции, которые вложены в инфраструктуру уже дают реальные результаты. Сегодня объемы грузоперевозок между Китаем и Западной Европой, и Россией, и Украиной и другими странами выросли в разы и продолжают увеличиваться каждый год, именно благодаря подобным инфраструктурным проектам. Казахстан планирует ежегодно перевозить до миллиона контейнеров. Это просто огромные деньги, если за перевозку одного контейнера взимается $500, то за миллион доходы будут сопоставимы с поступлениями в нефтегазовой сфере. - Из истории древнего «Шелкового пути» известно, что, зародившись более двух тысяч лет назад, он стал мостом дружбы между различными странами и народами... - … Добавил бы – и между народами Казахстана и Китая - тоже. Между нашими странами ежегодно проводятся сотни мероприятий культурного характера, и, я бы сказал, что одним из самых значимых мероприятий, проведенных совместно Казахстаном и Китаем, можно назвать чайный караван Великого Шелкового пути, который три года назад к празднованию 550-летия Казахского ханства организовала Ассоциация дунган Казахстана совместно с китайской чайной компанией. Я думаю, что за 25 лет это самое значимое культурное мероприятие между нашими двумя странами. Живой караван из 136 верблюдов, 20 конных повозок, 200 человек облаченных в одежду торговцев и стражников эпохи династии Тан, отправился из колыбели Шелкового Пути, и прибыл в Казахстан на одно из самых значимых мероприятий - 550-летие Казахского ханства. Многие люди были шокированы, так как в нашем современном понимании до недавнего времени Шелковый путь был легендой, былью, красивой сказкой. Сотни лет караванные тропы были безлюдны и заброшены, появились государственные границы, а мы привезли новый караван, через все эти преграды и вновь возродили его. Интересна была реакция простых людей, они доставали из сундуков свои национальные старинные одежды, облачившись в них, выходили, с радостью встречая караван. А один аульчанин, зазывая на отдых участников каравана, зарезал одиннадцать баранов, чтобы с истинно казахским гостеприимством накрыть щедрый дастархан для притомившихся путников, прибывших из далека. Я думаю, главная причина такой искренней народной радости от встречи на вновь возрожденном Шелковом пути в том, что в нас сидят гены Шелкового Пути. «Это очень удачное и правильное выражение [гены Шелкового Пути], поэтому мы воспринимаем Шелковый путь как что-то родное. Это тоже наша история», - неоднократно говорил Мухтар Ауэзов. - С какими трудностями, по-вашему, пришлось столкнуться правительствам Китая и Казахстана (в политической, законодательной, финансовой, логистической и других сферах) в процессе сопряжения двух программ? - Ну, во-первых, на первом этапе, у нас был тяжелый груз с советских времен, это китаефобия. Она все равно прокралась в подсознание каждого человека, а в некоторых сидит и сегодня. Люди боятся, что такая огромная перенаселенная страна находится рядом, а в Казахстане очень большая территория и мы все время боялись и это очень мешало нашему сотрудничеству. Фактически, сегодня Китай уже не та отсталая страна, которой была когда-то. Сегодня Китай – это страна номер один по реальному сектору экономики, по производству продукции, и сегодня уровень жизни населения Китая - показатель ВВП на душу населения КНР значительно вырос – свыше $9000. Второе – это отсутствие инфраструктуры: железнодорожных путей, автомобильных дорог, это было тоже одной из главных причин, которые тормозили двухстороннее развитие. Я тоже был участником принятия многих решений. В 2004 году во время визита Назарбаева в Китай, в котором я принимал участие, в составе официальной делегации, были подписаны именно соглашения о строительстве второй железнодорожной ветки через Хоргос, в Алматы, и об организации международного приграничного центра сотрудничества Хоргос. Сегодня пограничный пункт Хоргос – это самая крупная таможня Китая и он является единственным международным центром приграничного сотрудничества (МЦПС). Сегодня Хоргос соединяет не только железнодорожные линии, но и китайский автобан с автобаном «Западная Европа – Западный Китай». И, по существу, сегодня уже налажена самая экономичная и самая короткая дорога транс-евроазиатской магистрали для доставки китайских грузов в Европу и страны Ближнего Востока. И я думаю, что самая большая сложность заключалась в различии культур, различии психологии, но путем осуществления многих международных культурных проектов, только наша ассоциация, наше этнокультурное объединение провело их больше десятка, это и экспедиции – караваны, и автопробеги «Сиань - Роттердам», «Сиань - Рим», «Сиань - Тегеран» и т.д., и вот проведение этих культурных акций, тоже способствовало сближению народов, сближению культур и созданию условий для сотрудничества. - Скажем прямо, по теме китайско-казахстанских отношений - одной из самых популярных в нашем обществе – существует ряд конспирологических версий. Вызывают опасения экономическая мощь Китая, риск возникновения у Казахстана финансовой зависимости от своего восточного соседа, есть сомнения по «земельному вопросу». Насколько правдоподобны и оправданы эти фобии? - Подобные опасения, как я уже говорил, имелись и раньше, особенно в начальный период установления деловых отношений между двумя странами. К сожалению, и сегодня в Казахстане существует множество мифов о нашем восточном соседе. Откуда эти фобии? Думаю, у нас в средствах массовой информации еще очень сильно влияние западных стран, которые негативно воспринимают любое сближение Казахстана как с Китаем, так и с Россией. Я думаю, что здесь, как и везде, нужен взвешенный и практичный подход. Вспомним, в 2010 году было подписано соглашение с Китаем между президентом Назарбаевым и Ху Цзиньтао о помощи в развитии сельского хозяйства Казахстана и тогда были подняты вопросы об аренде земли для китайских компаний, которые производят высокие технологии. После этого в прессе поднялась истерия о том, что мол правительство продало всю землю китайцам. В результате хороший проект был сорван. Я солидарен с экспертами, считающими, что, гарантией от каких бы то ни было нарушений закона в любой сфере может стать четко разработанная правовая база, ставящая на первое место интересы государства, и не допускающая самодеятельности отдельного чиновника. Правы и те, кто утверждает: если наши миграционные и другие силовые органы будут работать слаженно, исключая коррупционную составляющую, то ничего бояться не придется. С другой стороны, убежден: выгоды просчитываются просто – начиная от анализа предоставляемых возможностей по получению банковских кредитов на льготных условиях, кончая подсчетом потенциальных выгод, которые может принести сотрудничество в той или иной отрасли. В таком случае для фобий попросту не останется места. Считаю, самые большие перспективы сотрудничества нас ожидают именно в сельском хозяйстве, так как Казахстан обладает высокой конкурентоспособностью и огромным экспортным потенциалом в поставках агропродукции. Аргументы? В Казахстане сегодня обрабатывается всего лишь 35 млн. га земли, а из 250 млн. га сельхозземель львиная их доля - более 200 млн. га сегодня пустует. Отминусуем, примерно, 20 млн га - горы, пустыни, а остальное – это же пастбища, пашни и т.д., и они не востребованы. Это огромный потенциал неиспользованных земель, я думаю, что Казахстану в перспективе придется поднимать еще не один раз целину. Считаю, самые большие перспективы сотрудничества между Китаем и Казахстаном нас ожидают именно в сельском хозяйстве еще и потому, что наша страна обладает огромным экспортным потенциалом в поставках своей экологически чистой агропродукции и животноводства. Приведу такие факты. В Китае очень остро стоит проблема продовольственной безопасности. Китай произвел в прошлом году около 615 млн. тонн зерна, заняв первое место в мире, но при этом для своих нужд он еще и импортировал 95 млн. тонн данной сельхозкультуры. То есть потребность Китая в зерне составляет более 700 млн. Для примера: Россия в прошлом году произвела рекордные 140 млн. тонн зерна. И здесь Казахстан мог бы восполнить эту нишу, тем более сегодня, когда земли в Китае во время выполнения задачи накормить людей любой ценой были заражены химикатами. Наши аграрии, фактически не использует сегодня химикаты, наша сельхозпродукция является натуральной и экологически безопасной. Поэтому и казахстанская мука - без каких-либо добавок, экологически чистая с хорошей клейковиной - в Поднебесной ценится вдвое дороже и очень востребована. Изучал лично во время поездок в КНР: мука своего производства здесь стоит 4-5 юаней, а наша казахстанская - 9-10 юаней. - Для финансовой поддержки инициативы «Пояса-пути» с участием КНР был создан ряд фондов: к примеру, в 2014 году в Пекине был зарегистрирован китайский Фонд Шёлкового пути с капиталом около $40 млрд. Допускается ли спонсирование проектов в отдельных странах? Какие выгоды от вложений капитала рассчитывают получить страны-получатели и сами китайские инвесторы? - Для инвестиций в проекты, связанные с инициативой «Один пояс один путь» Китаем был создан целый ряд финансовых институтов. Это Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с уставным капиталом $100 млрд.; банк БРИКС – уставной капитал $100 млрд.; банк ШОС - уставной капитал $100 млрд.; фонд Шелкового пути с уставным капиталом $40 млрд. и еще 2 китайских фонда для поддержки проектов Шелкового пути с уставным капиталом по $10 млрд. Всего около $360 млрд., но с учётом расширения Фонда Шелкового пути, сейчас общая сумма составляет около $400 млрд. Подчеркну, фининституты не спонсируют проекты, да, для бедных стран, таких как Таджикистан, Грузия или Кыргызстан, они выделяют спонсорскую помощь. Но здесь (в Казахстане) это не спонсорство, а инвестиции. При этом, не надо думать, что Китай, не считая раздает крупные суммы денег направо и налево, они досконально изучают каждый проект, с точки зрения рентабельности, возврата средств, очень прагматично подходят к любому вопросу. Решение о вложении инвестиций в ту или иную программу принимается только тогда, когда все расчеты проделаны, риски взвешены и доказана реальная выгода. Сегодня Китай владеет самыми крупными международными резервами в мире, которые составляют около $3,5 трлн. И поэтому они инвестируют в Казахстан и во все страны вдоль Шелкового пути. Эти инвестиции дают очень быстрый возврат, в 2014 году были подписаны соглашения на 60 проектов, но на сегодняшний день реализуются всего 51 проект. Реализованных на 100% проектов еще не много по причине того, что Китай перед финансированием досконально просчитывает каждый проект для минимизации риска инвестиций Конечно, когда Казахстан на заре своей независимости только поднимался, Китай помогал крупными денежными спонсорскими средствами, но сегодня Казахстан не нуждается в этом, сейчас КНР помогает бедным странам наподобие Таджикистана, Кыргызстана, Грузии. Инвестиционные совместные проекты взаимовыгодны Китаю и Казахстану быстрой окупаемостью, а также тем, что здесь создается новое производство, новые рабочие места. Но для Казахстана эти проекты вдвойне важнее, потому что Казахстан на заре своей независимости, выходил за счет продажи своих полезных ископаемых, а сегодня мы нуждаемся в предприятиях с высоким переделом, в производстве продукции с большой добавленной стоимостью, в рабочих местах для граждан нашей страны. - Известно, что сопряжение программ «Экономического пояса Шелкового пути» и «Нурлы жол» характеризуется не только реализацией многомиллиардных проектов. Приходят ли сегодня в Казахстан по караванному пути технологии будущего? - В проекты Пояса и пути инвестируются, действительно, огромные деньги. В Астане накануне празднования дня столицы прошел международный форум мэров городов стран Шелкового пути Global silk road, посвященный пятилетию инициативы «Один пояс один путь», в котором мне довелось принимать участие. Только на этом форуме были подписаны 14 меморандумов на общую сумму $73 млн. и ряд важных соглашений. Во-первых, Астана вошла в альянс городов Шелкового пути, было подписано соглашение между акимом города Астаны и представителем мэрии города Сиань - нашим другом и компаньоном господином Ли Чжунханом. Данное соглашение предполагает развитие взаимовыгодного сотрудничества в рамках альянса городов Шелкового пути. Также были подписаны соглашения о строительстве монумента «Золотой мост Шелкового пути» в Астане. Сам президент был очень удивлен проектом, который символизирует мечту стран-участников инициативы возрождения Шелкового пути о создании глобального сообщества с общей судьбой, общими ценностями и дружбу народов Шелкового пути. Монумент из янтарных кирпичей займет площадь 90 квадратных метров, а длина составит 28 метров, его соберут по образу знаменитого китайского моста в Чжаочжоу. Один символический небольшой мост находится в Сиане, президент призвал, чтобы первый большой мост был построен в Астане. Кроме того, в работе «Глобального Шелкового пути» принял участие робот по имени «София» - детище гонконгской компании. «София» наравне с нами участвовала в беседе за круглым столом и даже отвечала на вопросы. Эта высокотехнологичное создание будущего стало не просто украшением астанинского международного форума. Оно - символ того, что Великий Шелковый путь идет по новому вектору - инновационного, интеллектуального развития. В частности, в рамках программы умный город, умная столица, были представлены новейшие технологии, подписаны соглашения о сотрудничестве нашей столицы с Китаем именно в рамках строительства интеллектуального Шелкового пути. Приведу и другой пример. В одном из наших казахстанских сельхозпроектов 4 робота в теплице длиной 5 км заменяют порядка 9000 дехкан. Данные роботы являются разработкой шанхайского центра роботостроения, в частности, одного из его специалистов - 30-летнего Вана, который проходил учебу и стажировку в стэндфордском университете. Скоро по нашему приглашению он должен приехать в Казахстан, чтобы помогать внедрять на нашей земле высокие технологии. - У нас говорят: долгий путь начинается с первого шага, а в Китае - дорога, по которой ходили тысячу лет, превращается в реку. Не могли бы рассказать о вкладе, вносимом ОФ «Международная академия культурного и экономического сотрудничества «Новый Шелковый путь» (ОФ МАКЭС) в дело возрождения Пояса-пути между Казахстаном и Китаем? - Идея создать такой фонд родилась не сразу. В 2001 году президент Нурсултан Назарбаев встретился с нами – 15 руководителями национальных культурных центров (я возглавлял ассоциацию дунган Казахстана) – членами совета Ассамблеи народов Казахстана, побеседовав с каждым лично. В беседе со мною глава государства поручил мне в рамках нашей общественной организации заниматься налаживанием двусторонних отношений с Китаем. Он отметил, что Китай сегодня является ведущей мировой державой, стабильно развивающей экономику, совершающей важные открытия в сфере инновационных технологий. Он сказал, что республике надо налаживать тесные отношения с Китаем: вам они больше верят, все-таки Китай - ваша историческая родина. Приглашайте гостей, привлекайте инвестиции, Казахстан – молодая страна, она нуждается во всех этих инновациях. Примечательно, но почти в том же духе в 2013 году высказался и Си Цзиньпин, приехавший в Астану с инициативой о возрождении Шелкового пути. При встрече с нами, он сказал, что Китай сегодня создает все необходимые условия, привилегии, преференции для сотрудничества с Казахстаном. «Вы - граждане Казахстана, ваша историческая родина – это Китай, сам бог, сама судьба велела вам заниматься налаживанием отношений между Китаем и Казахстаном». Провозглашение в этот период инициативы «Один пояс один путь» и послужило импульсом к созданию общественного фонда, нацеленного на оказание содействия в осуществлении глобального проекта между двумя странами. Вместе с единомышленниками - учредителями этого фонда - мы начали с того, что зарегистрировали нашу газету под названием «Великий Шелковый путь сегодня» или «Silkroad today». Главной ее задачей провозгласили освещение событий, которые отражают этапы казахстанско-китайского сотрудничества, продвижение планов, поиск новых перспектив для совместного осуществления «Нурлы жол» и «Один пояс один путь». Газета, созданная нашим фондом, издается на пяти языках, но она стала первым СМИ в истории Казахстана, которая выходит и на китайском. Она распространяется во всех учреждениях и организациях наших китайских партнеров, принимающих участие в наших совместных проектах, а также на международных авиарейсах, в том числе в самолетах, летящих в Китай. Редакция «Silk road today» в своих публикациях старается побольше знакомить читателей стран, расположенных вдоль Пояса-пути, в том числе о национальной культуре, истории, обычаях и традициях народов Казахстана и Китая, о современных достижениях этих стран в современной жизни. При этом, возвращаясь к вопросу о трудностях в налаживании деловых связей, исходя из своих наблюдений, вынужден сделать вывод: несмотря на освещение в различных СМИ о жизни и взаимодействии наших стран, мы все равно мало знаем друг о друге. Допустим, текст выступления Си Цзиньпина в Назарбаев Университете, к сожалению, так и не был обнародован в казахстанских СМИ. А ведь там приводилось пять ярких примеров, подтверждающих идею о том, что по велению свыше нам, народам двух соседних стран, предопределено быть друзьями и развивать сотрудничество. Первая история была о композиторе Сянь Синхае, который волею судьбы оказался в Казахстане. Проживая здесь, он написал свои бессмертные произведения. Вторая история гласила о том, как китайский дипломат и путешественник Чжан Цянь 2200 лет назад создавал летопись об истории народов, налаживал дипломатические отношения между Китаем и народами Средней Азии, населявшими территорию нынешнего Казахстана, по существу, открыв Шелковый путь. В своей речи Си Цзиньпин поведал и о судьбе одной семьи, которая воссоединилась только после установления официальных дипломатических отношений. Девушка была из Казахстана, а парень - китаец. Они поженились, супруга вернулась в Казахстан, чтобы проведать семью и в это время границу закрыли. Вместе с мужем у нее в Китае остался сын. Семья оказалась разлучена на долгие годы и сумела воссоединиться лишь спустя 60 лет. Также китайский лидер рассказал об удивительной щедрости и умении сострадать нашего казахстанского студента, который учится в Китае. При медицинском обследовании у него была обнаружена редкая группа крови. И врачи предложили ему сдать в банк порцию крови на экстренный случай, ведь случись что-то с человеком такой же группы крови, ее будет очень трудно найти. Наш парень – казах согласился стать донором и начал регулярно сдавать свою кровь, которая спасла жизни десятков жителей Китая. Есть еще один пример исторического сплетения наших культур, о котором мало кто знает. Речь о самом известном за всю историю Китая человеке - поэте эпохи династии Тан - Ли Бо, по-китайски Ли Бай и его знаменитых стихах (静夜思 (Jìng yè sī) Мысли тихой ночью). Вот несколько строк из них: 床前明月光(Свет от ясной луны перед кроватью,), 疑是地上霜(Как будто иней на земле.)。 举头望明月(Поднимешь голову и видишь светлую луну,), 低头思故乡(Опустишь голову — грустишь о стороне родной.)。 Это самые знаменитые его стихи, их знает каждый китаец. В 2008 году проводили опрос, по итогам которого Ли Бо обогнал по популярности всех известных китайцев: Конфуций, Дэн Сяопин, Мао Цзэдун оказались в конце списка, а поэт - первое место в рейтинге. Выяснилось, что он родился на территории современного Казахстана в 701 году, а его мать - тюркских кровей. В 2001 году, когда мы чествовали 170-летие Биянху и десятилетие ассоциации дунган Казахстана, то приурочили эти мероприятия и к 1300-летию Ли Бо. Такое событие бывает лишь раз в сто лет! Когда в 2001 году поведал об этой истории, в то время спикер парламента Байгельды Омирбек написал целую книгу о Ли Бо, сказав, что по-нашему поэта зовут Елюбай. Так что Ли Бо имеет наши казахские корни! Мы первыми рассказали об этом со страниц нашей газеты, сегодня мы собираемся поставить ему памятник. Подобные истории друг о друге, как мне кажется, только сближают наши народы, не одно столетие идущие по Шелковому пути, а сегодня вместе возрождающие караванный путь дружбы, наполняя его новым содержанием. Комментарии (0) |
Другие новости |
В рамках презентации обе стороны торжественно открыли представительство Национальной базы внешней торговли и |
Мастерская Лу Бань в Казахстане Новые горизонты для технического образования и сотрудничества с Китаем. |
Китайская традиционная медицина в Астане. Традиционная китайская медицина основывается на древних философских учениях |
Музей древних гробниц в городе Куча Синьцзяна удостоился награды за лучший дизайн Недавно были объявлены победители конкурса MUSE Design Awards 2024, который по праву называют «Оскаром индустрии |
В первые три квартала Синьцзян занял первое место в Китае по темпу роста внешней торговли За первые три квартала стоимость экспорта Синьцзяна составила 272,78 млрд юаней, а стоимость импорта - 49,61 млрд |
20 тонн живых камчатских крабов прибыли на границу через пункт пропуска «Зимунай» Быстрая доставка живых камчатских крабов стала возможной благодаря введению в эксплуатацию специализированной |
Иностранные авторы "Мы-Медиа" посетили город Тачэн Синьцзяна Соло с аккордеоном "Я с моей Родиной", совместная игра с аккордеоном и домбром "Одна красивая роза"... Песни |
Синьцзян: обогащение и расширение новых форм «полетов на низких высотах» Синьцзяне начался сезон сбора урожая. Прямо сейчас над бескрайними хлопковыми полями в Синьцзяне работают более 10 |
О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия | Нашли опечатку? Ctrl+Enter |
Прислать новость |