Машиностроение в Казахстане: QazTehna как результат казахстанского –китайского сотрудничества

В самом сердце индустриальной зоны города Сарань расположен завод, который за короткий срок стал символом модернизации, технологического прогресса и примером успешного взаимодействия между Казахстаном и Китаем в сфере машиностроения. Речь идет о ТОО «QazTehna» — крупнейшем предприятии страны по производству автобусной и коммерческой техники, стратегически ориентированном на устойчивое развитие, локализацию и экологичность.

Машиностроение в Казахстане: QazTehna как результат казахстанского –китайского сотрудничества


Реализация проекта ТОО «QazTehna» началась в 2019 году с реконструкции и модернизации производственных мощностей на территории бывшего завода резинотехнических изделий в индустриальной зоне города Сарань. В декабре 2020 года был введён в эксплуатацию цех крупноузловой сборки автобусной техники, а в июне 2021 года — цех мелкоузловой сборки. В 2023 году предприятие освоило производство коммерческой техники — грузовых автомобилей марок Sinotruk и Scania. В 2024 году была запущена линия сварки кабины грузового автомобиля бренда Howo (Sinotruk), что стало следующим этапом углубления производственного цикла.



Екатерина Шлома, PR-менеджер ТОО «QazTehna», рассказала, что запущенный в 2020 году завод стал первым крупным проектом, реализованным на территории индустриальной зоны, придав импульс развитию города Сарань, создав более 800 рабочих мест и улучшив инфраструктуру.
Сегодня QazTehna способен выпускать 1200 автобусов и до 10 000 единиц коммерческой техники ежегодно. Предприятие оснащено современным оборудованием, поставленным китайским стратегическим партнёром — корпорацией Yutong Bus. Это 88 единиц сварочного оборудования, 11 окрасочных установок, 253 единицы сборочного оборудования и 51 единица испытательной и вспомогательной техники. Благодаря такому арсеналу казахстанский завод соответствует всем требованиям промышленной сборки, принятым в Республике Казахстан.
Завод располагает полным производственным циклом, включая цех сварки, окрасочный цех, сборочные линии и участок испытаний. Этот процесс обеспечивает выпуск надёжной и конкурентоспособной техники.
«Производство автобусов на заводе начинается со сварки прочного каркаса. Для разных моделей используют от 670 до 2223 деталей, выполняя от 365 до 1240 операций. Все швы тщательно зачищают и покрывают антикоррозийным составом. Затем каркас поступает в окрасочный цех, где его грунтуют, красят в нужный цвет, наносят логотипы и полируют до блеска. В сборочном цехе автобус обретает свой окончательный вид: устанавливаются двигатель и коробка передач, подвеска, кондиционер. В салоне укладывают пол, вставляют стекла, крепят сиденья и панели. Особое внимание уделяется системам безопасности и управления. Перед выпуском каждый автобус проходит строгий контроль: проверяется работа всех механизмов, заливаются технические жидкости, проводится пробный запуск двигателя. Только после этого автобус получает допуск к эксплуатации. Весь процесс организован так, чтобы на выходе получалась надёжная и безопасная техника, готовая к любым дорожным условиям», — поясняет PR-менеджер ТОО «QazTehna».
Главным технологическим партнёром завода выступает крупнейший в мире китайский производитель пассажирской техники — компания Yutong. Обеспечивая полный технологический трансфер от проектирования до серийного выпуска автобусов, Yutong позволяет казахстанскому предприятию осваивать полный производственный цикл с применением современных стандартов.
«Партнёрство с Yutong — это доступ к передовым технологиям и возможность создавать конкурентоспособную продукцию, одновременно развивая местную промышленность и создавая новые рабочие места», — отмечает Екатерина Шлома.
Китайская сторона, в свою очередь, получает надёжную производственную площадку для выхода на рынки Центральной Азии. Особую ценность этому альянсу придаёт факт поэтапной передачи технологий с постепенным наращиванием компетенций казахстанских специалистов. Сотрудники завода перенимают опыт китайских коллег, проходя обучение как на месте, так и в профильных учебных заведениях. Такой подход уже сегодня позволяет QazTehna самостоятельно выполнять все производственные процессы — от сварки кузова до финальной сборки, сохраняя при этом стандарты качества Yutong.
Один из главных приоритетов QazTehna — снижение воздействия на окружающую среду. Завод ориентируется на внедрение экологически чистых технологий в пассажирские перевозки. Партнёрство с Yutong позволяет применять передовые решения, снижающие негативное влияние на природу. Предприятие выпускает автобусы с различными типами двигателей: от современных дизельных и газовых до электрических и гибридных. Таким образом, предлагаются транспортные решения для городов, стремящихся улучшить качество воздуха и сократить углеродный след.
По словам Екатерины Шлома, PR-менеджера QazTehna, предприятие является самым молодым в Казахстане по выпуску автобусов и по праву считается одним из наиболее локализованных производств пассажирского транспорта в стране. На текущий момент уровень локализации превышает 36,08 %, и завод планирует довести его до 50 %. Этому способствует строительство нового цеха площадью 10 тыс. кв. м, где будет производиться штамповка деталей обшивки из оцинкованной стали казахстанского производства. В ближайшей перспективе планируется полная локализация производства сидений, пластиковых панелей и использование шин отечественного производства. Это шаги к экономической устойчивости и поддержке внутреннего рынка.
Продукция QazTehna уже используется транспортными, горнодобывающими и промышленными компаниями по всему Казахстану. Автобусы и грузовики можно встретить как в мегаполисах, так и в отдалённых регионах. В планах — выход на рынки стран СНГ и Центральной Азии. Особенно востребованы автобусы марок Yutong, которые выпускаются в туристическом, городском и междугороднем исполнении. Они адаптированы к казахстанским условиям: обладают высокой проходимостью, энергоэффективны и удобны для маломобильных групп населения.
Все автобусы, выпускаемые на заводе, оснащены навигацией, системами видеонаблюдения, кондиционерами, бесконтактной оплатой, откидной аппарелью для маломобильных пассажиров. Туристические модели снабжены удобными креслами с регулировкой, телевизорами, холодильниками, багажными отсеками и даже санузлами.



На предприятии работают более 800 человек. Сотрудники обеспечены развозкой из Караганды, Темиртау, Абая, Шахана и других городов. Завод предоставляет питание, стабильную заработную плату и социальный пакет.
Как отмечает PR-менеджер:«На заводе особое внимание уделяется обучению персонала. На базе предприятия действует корпоративный университет, где занятия ведут как опытные инженеры, так и преподаватели колледжей и вузов. Работает си стема дуального обучения — студенты совмещают теорию с практикой на производстве».
Заключены договоры с рядом колледжей и университетов, включая Карагандинский технический университет, политехнический колледж, горно-индустриальный колледж и другие. Особо примечательно участие Хэнаньского профессионально-технического колледжа транспорта из КНР, филиал которого откроется в Казахстане — это новый уровень академического сотрудничества между двумя странами.
Компания уделяет большое внимание корпоративной культуре и социальной ответственности. Работает Учебный центр по 12 рабочим профессиям с выдачей свидетельств. Проводятся профориентационные экскурсии для школьников и студентов. На заводе действует футбольная команда, реализуются благотворительные проекты по поддержке многодетных семей, ветеранов и детей-сирот.
Для руководства компании QazTehna приоритетом является не только обеспечение хороших условий труда, но и организация досуга и здорового отдыха сотрудников, — подчёркивает Екатерина Шлома.
QazTehna — пример современного машиностроительного предприятия с передовыми технологиями, локализованным производством и квалифицированным персоналом. Сотрудничество с Yutong позволило наладить устойчивое производство и перенять китайский опыт в области автобусостроения. Передача технологий, обучение персонала, развитие инфраструктуры, забота об экологии — всё это стало возможным благодаря открытому диалогу и взаимной поддержке. Предприятие играет заметную роль в развитии машиностроения Казахстана и является ярким примером эффективной международной кооперации в рамках политики индустриализации и локализации. С дальнейшим ростом локализации и расширением мощностей завод имеет потенциал стать крупным экспортёром техники в страны региона.

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

«Родина нута в Китае»: в Моры-Казахском автономном уезде Синьцзяна начался массовый посев нута на площади 8000 гектаров.

В деревне Чжунсин посёлка Дунчэн на площади 530 гектар ведётся механизированный посев нута.

12% мирового объёма производства капсантина приходится на этот небольшой городок в Синьцзяне.

От разрозненного выращивания, зависящего от естественной сушки, до контроля над 12% мирового производства

Первый день праздников «первомая» в Кашгаре, туристический бум.

Для улучшения туристического опыта город Кашгар открыл около 5000 бесплатных парковочных мест в районе Старого

Цитаты Си. В течение недели Си Цзиньпин дважды говорил об искусственном интеллекте.

«Искусственный интеллект — это молодая сфера, и она для молодых людей».

Молодежное предпринимательство Казахстана: Новый шаг в развитии с Китаем

Республиканская лига молодых предпринимателей Казахстана была основана 2 апреля 2025 года.

Машиностроение в Казахстане: QazTehna как результат казахстанского –китайского сотрудничества

Завод располагает полным производственным циклом, включая цех сварки, окрасочный цех, сборочные линии и участок

Решительное противодействие «взаимным пошлинам» США, Рука об руку в защиту многосторонней торговой системы

По окончании Второй мировой войны Соединенные Штаты доминировали в построении глобальной экономической и торговой

Си Цзиньпин призвал строить сообщество единой судьбы сопредельных стран

Председатель КНР Си Цзиньпин призвал строить сообщество единой судьбы сопредельных стран и прилагать усилия для

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта