Машиностроение в Казахстане: QazTehna как результат казахстанского –китайского сотрудничества

В самом сердце индустриальной зоны города Сарань расположен завод, который за короткий срок стал символом модернизации, технологического прогресса и примером успешного взаимодействия между Казахстаном и Китаем в сфере машиностроения. Речь идет о ТОО «QazTehna» — крупнейшем предприятии страны по производству автобусной и коммерческой техники, стратегически ориентированном на устойчивое развитие, локализацию и экологичность.

Машиностроение в Казахстане: QazTehna как результат казахстанского –китайского сотрудничества


Реализация проекта ТОО «QazTehna» началась в 2019 году с реконструкции и модернизации производственных мощностей на территории бывшего завода резинотехнических изделий в индустриальной зоне города Сарань. В декабре 2020 года был введён в эксплуатацию цех крупноузловой сборки автобусной техники, а в июне 2021 года — цех мелкоузловой сборки. В 2023 году предприятие освоило производство коммерческой техники — грузовых автомобилей марок Sinotruk и Scania. В 2024 году была запущена линия сварки кабины грузового автомобиля бренда Howo (Sinotruk), что стало следующим этапом углубления производственного цикла.



Екатерина Шлома, PR-менеджер ТОО «QazTehna», рассказала, что запущенный в 2020 году завод стал первым крупным проектом, реализованным на территории индустриальной зоны, придав импульс развитию города Сарань, создав более 800 рабочих мест и улучшив инфраструктуру.
Сегодня QazTehna способен выпускать 1200 автобусов и до 10 000 единиц коммерческой техники ежегодно. Предприятие оснащено современным оборудованием, поставленным китайским стратегическим партнёром — корпорацией Yutong Bus. Это 88 единиц сварочного оборудования, 11 окрасочных установок, 253 единицы сборочного оборудования и 51 единица испытательной и вспомогательной техники. Благодаря такому арсеналу казахстанский завод соответствует всем требованиям промышленной сборки, принятым в Республике Казахстан.
Завод располагает полным производственным циклом, включая цех сварки, окрасочный цех, сборочные линии и участок испытаний. Этот процесс обеспечивает выпуск надёжной и конкурентоспособной техники.
«Производство автобусов на заводе начинается со сварки прочного каркаса. Для разных моделей используют от 670 до 2223 деталей, выполняя от 365 до 1240 операций. Все швы тщательно зачищают и покрывают антикоррозийным составом. Затем каркас поступает в окрасочный цех, где его грунтуют, красят в нужный цвет, наносят логотипы и полируют до блеска. В сборочном цехе автобус обретает свой окончательный вид: устанавливаются двигатель и коробка передач, подвеска, кондиционер. В салоне укладывают пол, вставляют стекла, крепят сиденья и панели. Особое внимание уделяется системам безопасности и управления. Перед выпуском каждый автобус проходит строгий контроль: проверяется работа всех механизмов, заливаются технические жидкости, проводится пробный запуск двигателя. Только после этого автобус получает допуск к эксплуатации. Весь процесс организован так, чтобы на выходе получалась надёжная и безопасная техника, готовая к любым дорожным условиям», — поясняет PR-менеджер ТОО «QazTehna».
Главным технологическим партнёром завода выступает крупнейший в мире китайский производитель пассажирской техники — компания Yutong. Обеспечивая полный технологический трансфер от проектирования до серийного выпуска автобусов, Yutong позволяет казахстанскому предприятию осваивать полный производственный цикл с применением современных стандартов.
«Партнёрство с Yutong — это доступ к передовым технологиям и возможность создавать конкурентоспособную продукцию, одновременно развивая местную промышленность и создавая новые рабочие места», — отмечает Екатерина Шлома.
Китайская сторона, в свою очередь, получает надёжную производственную площадку для выхода на рынки Центральной Азии. Особую ценность этому альянсу придаёт факт поэтапной передачи технологий с постепенным наращиванием компетенций казахстанских специалистов. Сотрудники завода перенимают опыт китайских коллег, проходя обучение как на месте, так и в профильных учебных заведениях. Такой подход уже сегодня позволяет QazTehna самостоятельно выполнять все производственные процессы — от сварки кузова до финальной сборки, сохраняя при этом стандарты качества Yutong.
Один из главных приоритетов QazTehna — снижение воздействия на окружающую среду. Завод ориентируется на внедрение экологически чистых технологий в пассажирские перевозки. Партнёрство с Yutong позволяет применять передовые решения, снижающие негативное влияние на природу. Предприятие выпускает автобусы с различными типами двигателей: от современных дизельных и газовых до электрических и гибридных. Таким образом, предлагаются транспортные решения для городов, стремящихся улучшить качество воздуха и сократить углеродный след.
По словам Екатерины Шлома, PR-менеджера QazTehna, предприятие является самым молодым в Казахстане по выпуску автобусов и по праву считается одним из наиболее локализованных производств пассажирского транспорта в стране. На текущий момент уровень локализации превышает 36,08 %, и завод планирует довести его до 50 %. Этому способствует строительство нового цеха площадью 10 тыс. кв. м, где будет производиться штамповка деталей обшивки из оцинкованной стали казахстанского производства. В ближайшей перспективе планируется полная локализация производства сидений, пластиковых панелей и использование шин отечественного производства. Это шаги к экономической устойчивости и поддержке внутреннего рынка.
Продукция QazTehna уже используется транспортными, горнодобывающими и промышленными компаниями по всему Казахстану. Автобусы и грузовики можно встретить как в мегаполисах, так и в отдалённых регионах. В планах — выход на рынки стран СНГ и Центральной Азии. Особенно востребованы автобусы марок Yutong, которые выпускаются в туристическом, городском и междугороднем исполнении. Они адаптированы к казахстанским условиям: обладают высокой проходимостью, энергоэффективны и удобны для маломобильных групп населения.
Все автобусы, выпускаемые на заводе, оснащены навигацией, системами видеонаблюдения, кондиционерами, бесконтактной оплатой, откидной аппарелью для маломобильных пассажиров. Туристические модели снабжены удобными креслами с регулировкой, телевизорами, холодильниками, багажными отсеками и даже санузлами.



На предприятии работают более 800 человек. Сотрудники обеспечены развозкой из Караганды, Темиртау, Абая, Шахана и других городов. Завод предоставляет питание, стабильную заработную плату и социальный пакет.
Как отмечает PR-менеджер:«На заводе особое внимание уделяется обучению персонала. На базе предприятия действует корпоративный университет, где занятия ведут как опытные инженеры, так и преподаватели колледжей и вузов. Работает си стема дуального обучения — студенты совмещают теорию с практикой на производстве».
Заключены договоры с рядом колледжей и университетов, включая Карагандинский технический университет, политехнический колледж, горно-индустриальный колледж и другие. Особо примечательно участие Хэнаньского профессионально-технического колледжа транспорта из КНР, филиал которого откроется в Казахстане — это новый уровень академического сотрудничества между двумя странами.
Компания уделяет большое внимание корпоративной культуре и социальной ответственности. Работает Учебный центр по 12 рабочим профессиям с выдачей свидетельств. Проводятся профориентационные экскурсии для школьников и студентов. На заводе действует футбольная команда, реализуются благотворительные проекты по поддержке многодетных семей, ветеранов и детей-сирот.
Для руководства компании QazTehna приоритетом является не только обеспечение хороших условий труда, но и организация досуга и здорового отдыха сотрудников, — подчёркивает Екатерина Шлома.
QazTehna — пример современного машиностроительного предприятия с передовыми технологиями, локализованным производством и квалифицированным персоналом. Сотрудничество с Yutong позволило наладить устойчивое производство и перенять китайский опыт в области автобусостроения. Передача технологий, обучение персонала, развитие инфраструктуры, забота об экологии — всё это стало возможным благодаря открытому диалогу и взаимной поддержке. Предприятие играет заметную роль в развитии машиностроения Казахстана и является ярким примером эффективной международной кооперации в рамках политики индустриализации и локализации. С дальнейшим ростом локализации и расширением мощностей завод имеет потенциал стать крупным экспортёром техники в страны региона.

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

Хоргос ускоряет строительство гостиничных проектов, повышая возможности туристического приема.

Хотя сейчас сезон «Малого снега», Хоргос по-прежнему залит солнцем, на всех стройках гостиниц кипит работа,

Количество поездов Китай-Европа/Центральная Азия, прошедших через КПП Хоргос с начала 2025 года, превысило 9 тыс.

23 ноября количество поездов Китай-Европа/Центральная Азия, прошедших через ж/д КПП Хоргос с начала 2025 года,

В Хоргосе открылся молодежный фестиваль искусств "Синьцзян-Центральная Азия"

В 3-дневном мероприятии принимают участие более 100 представителей молодежи Китая, Казахстана, Узбекистана,

Сельскохозяйственная отрасль Хоргоса исполняет зимнюю «песню увеличения дохода».

В начале зимы земля Хоргоса пронизана холодом, трава и деревья увядают, но в теплицах базы по выращиванию цветов и

«Модель фермы Гучун» возглавляет революцию производства кукурузы в Китае

Это стало возможным благодаря мощной поддержке технологии плотной посадки кукурузы и точного регулирования высокой

Делегация австралийских туроператоров посетила Кашгар в Синьцзяне.

Первым пунктом маршрута делегации стал Старый город Кашгара

В Урумчи открылся Тяньшаньский форум по экономическому сотрудничеству в Центральной Азии

Форум, озаглавленный "Содействие взаимосвязанности и высвобождение инвестиционного потенциала", призван создать

Синьцзянский производственно-строительный корпус: значительные результаты строительства зоны свободной торговой

За два года из 89 задач по пилотным реформам СПСК на практике реализованы и достигли промежуточных результатов 73

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта