Казахский и китайский календари: пересечения истории и культур

Календари являются неотъемлемой частью культурного наследия, определяя не только метод отсчёта времени, но и отражая мировоззрение народа. В разных уголках света формировались свои системы летоисчисления, но порой между ними можно найти удивительные сходства. Одним из таких примеров являются китайский и казахский календари, основанные на 12-летнем цикле.
С древних времён Центральная и Восточная Азия были тесно связаны. Великий шёлковый путь служил не только торговым маршрутом, но и проводником культурных, научных и философских идей. Через него распространялись знания об астрономии, математике и, конечно, о системах летоисчисления.

Казахский и китайский календари: пересечения истории и культур

Доктор искусствоведения, культуролог-этномузыковед профессор Асия Мухамбетова отмечает: «Календари – это не просто способ отсчёта времени - они отражают глубинное понимание цикличности природы и являются важным элементом культурной идентичности народа». Это подтверждает, что как китайский, так и казахский календари представляют собой неотъемлемую часть культурного наследия, сформированного под влиянием исторических процессов и взаимодействия между народами.
Китайская и казахская календарные системы схожи в своём основном принципе: оба имеют 12-летний цикл, где каждый год ассоциируется с определённым животным. Но есть и различия.



В китайском календаре используется система «небесных стволов» и «земных ветвей», формирующая сложную лунно-солнечную модель. Каждому году соответствует одно из 12 животных: Крыса (Шу), Бык (Ниу), Тигр (Ху), Кролик (Ту), Дракон (Лун), Змея (Шэ), Лошадь (Ма), Овца (Ян), Обезьяна (Хоу), Петух (Цзи), Собака (Гоу), Свинья (Чжу). Эти животные имеют не только символическое значение, но и считаются определяющими характер человека, рождённого в конкретный год.
В казахской традиции 12-летний цикл известен как мүшел, и он также связан с животными. Однако список отличается: названия адаптированы под местную природу и кочевой образ жизни. Например, вместо Тигра в казахском календаре используется Барыс – снежный барс, символ степей и горных районов Казахстана.
По словам профессора Асии Мухамбетовой: ««Тенгрианский циклический календарь, сегодня более известный как 12-летний животный изначально был основой кочевой цивилизации и регулятором жизни кочевого общества. Казахи называли его мүшел, вели отсчет лет именно по мүшелям, и каждый знал свой возраст, указывая его в количестве пройденных циклов».
Согласно казахским традициям, каждый мүшел 12-й год жизни считается особенным – временем перемен и переоценки ценностей. Особенно важными считаются возрастные рубежи 24, 36, 48 и 60 лет. В китайской традиции схожие представления есть в системе Ба-цзы, где 12-летний цикл сочетается с пятилетними элементами (дерево, огонь, земля, металл и вода), влияющими на судьбу и характер человека.

Одна из причин, почему разные народы пришли к 12-летнему циклу, связана с астрономией. Учёные предполагают, что такая система могла возникнуть благодаря наблюдению за Юпитером – самой крупной планетой Солнечной системы, совершающей полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет.Таким образом, схожесть календарных систем может быть обусловлена не только культурными связями, но и объективными природными законами.
В обоих календарях шестой год цикла – это год Змеи (Жылан жылы в казахской традиции). Змея ассоциируется с мудростью, осмотрительностью, стратегическим мышлением. В восточной культуре Змея часто символизирует скрытую силу, интуицию и способность к трансформации. В казахской традиции это животное также связывается с осторожностью и внутренней энергией, которая помогает справляться с трудностями.
Обе традиции имеют глубокие исторические корни и продолжают использоваться в современном мире. Несмотря на широкое распространение григорианского календаря, многие люди в Китае и Казахстане по-прежнему учитывают традиционные системы летоисчисления при выборе дат для важных событий, праздников и обрядов.
Как отмечает профессор Асия Мухамбетова: “Календари – это не просто инструмент измерения времени, но и способ осмысления жизни, основанный на природных ритмах и историческом опыте народа”.
Таким образом, китайский и казахский календари являются примером того, как культура и наука взаимодействуют на протяжении веков. С одной стороны, они имеют общие корни и, вероятно, связаны культурными обменами. С другой – оба календаря адаптированы под традиции и образ жизни конкретных народов.


Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

Бренды Changan NEVO, Deepal и Avatr в Казахстане

Соглашение о дистрибьюторском сотрудничестве между Changan Automobile и FLYING AUTO объединяет сильные стороны

Укрепление солидарности и сотрудничества в целях содействия Шанхайской организации сотрудничества по достижению нового уровня развития

После саммита в Астане в июле 2024 года Китай официально принял действующее председательство в ШОС на 2024-2025

«Казахстанско-китайский дом водителей» решает «важные мелочи» и способствует развитию грузоперевозок

У входа в международный логистический парк «Цзиньи» в Хоргосе ярко выделяется табличка с надписью

Число пересечений границы в Международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос» превысило 1 миллион.

В настоящее время в китайской части МЦПС «Хоргос» работают более 2000 торговых предприятий, включая более 200

Первая партия разноцветного перца экспортируется из Кашгара в Россию

Экспорт разноцветного перца общим весом 350 тонн из Кашгара в Россию осуществляется совместно профессиональным

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта