Конституция независимого Казахстана: к истории формирования правовых норм


Курганская В.Д., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК

Дунаев В.Ю., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК

Более четверти века назад - 30 августа 1995 года - в Казахстане была принята Конституция, по которой страна живет по нынешний день, а 16 декабря 2021 года исполняется 30 лет независимости Казахстана.
Конституция — это совокупность правовых норм, определяющих работу высших органов государства, порядок их формирования, их взаимные отношения и компетенцию, устанавливающих основные права и обязанности граждан. Почему Конституция как основной закон так необходима каждой стране? На наш взгляд, законодательное закрепление правовых норм есть не только и не столько способ внешне-принудительной регламентации поведения, сколько культурно-исторически развитая форма самоопределения человеческой сво-боды, реализации неотчуждаемых прав личности, утверждения справедливости как духовно-нравственного начала социального бытия.
В преддверии очередной годовщины Конституции Казахстана и 30-летия его независимости мы начинаем публикацию серии статей, посвященных различным контекстам становления правового государства в стране. В данной статье мы покажем, что проблема правовой легитимности действий частных лиц, социальных групп и властных институтов в социумах транзитного типа не может рассматриваться в абстракции от нормативно-ценностных иерархий традиционной культуры.
Согласно Конституции РК, правовым началом казахстанской государственности являются права и свободы человека, т.е. утверждается гуманистическое правопонимание, исходящее из либеральных идеалов права и государства. «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов» (Статья 12, п. 2). Эта статья Конституции РК воспроизводит стандартную, общепринятую в документах ООН, ЮНЕСКО, других международных организаций конструктивную схему разработки нормативного комплекса конституционного права демократических государств.
Построение правового государства на основе Конституции не является движением к какому-либо образцу, избранному по общетеоретическим основаниям и утвержденному Конституция независимого Казахстана: к истории формирования правовых норм
Курганская В.Д., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК
Дунаев В.Ю., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК
волевым решением. Этот процесс имеет поливариантный и альтернативный характер, развитие правового сознания должно опираться на выявление скрытых альтернатив собственной культуры, развертывание потенциала таких не формализуемых сфер социального целого, как стиль жизни, ценности культуры, картины мира, духовно-нравственные нормы.
Поэтому вряд ли имеются достаточные основания как для вывода о том, что формирование правового сознания в суверенном Казахстане должно опираться исключительно на принципы либерально-демократического конституционализма, так и для суждений о необходимости реанимации квази-юридических структур традиционного менталитета.
При этом следует понимать, что квази-правовая форма, в которой осуществлялась нормативно-ценностная регуляция и духовно-нравственная саморефлексия традиционного казахского общества, вместе с тем являлась источником гармонизации социальных отношений, в том числе взаимодействия власти с институтами общественной самоорганизации и самоуправления. Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать, когда в поисках пути культурно-цивилизационного развития Казахстана мы обращаемся к задаче применения принципов и положений либерального законодательства, зафиксированных в различных документах и конституциях европейского и мирового сообщества, к построению правового государства в Казахстане.
В этой связи, на наш взгляд, следует учитывать, что особенности хозяйственной деятельности и соответствующих ей форм социальной организации традиционного казахского общества породили такой специфический феномен правосознания, как «обычное право». В обычном праве нормы правовой легитимности действий частных лиц и властных структур детерминированы не юридически, но этически и не нуждаются в превращенной форме государственного законодательства. Правосудие, руководствующееся нормами обычного права, ставит своей целью не беспристрастное применение формальной законности, а поиск справедливости, понимаемой как наиболее целесообразное с точки сохранения жизнеспособности данного социума решение конфликта.
Государственный деятель и ученый А.И. Левшин в своем труде «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» (СПб, 1832 г.) дал наиболее полный очерк политически-правовой системы, созданной ханом Тауке. Хана Тауке Левшин характеризует как великого государственного деятеля, стоящего в одном ряду со знаменитыми законодателями Солоном и Ликургом. Объединив жузы под своей властью, хан Тауке ограничил влияние султанов и поднял роль биев. Именно он вместе с наиболее известными биями составил свод обычного права – «Жеты-Жаргы», ставшего важнейшим инструментом укрепления государственности.
Многие положения степного права свидетельствуют о том, что судопроизводство было ориентировано на достижение компромисса, примирение тяжущихся. Достаточно отметить, что многие дела о кражах разбирались как иски, а не в уголовном суде. За ряд достаточно серьезных, в том числе уголовных по сегодняшним меркам правонарушений (воровство, мошенничество и т.п.), предусматривалась такая мера наказания, как постановление считать провинившегося человеком недостойным, бесчестным, отказывать ему в уважении. Очевидно, что подобные меры вынесения «общественного порицания» были чрезвычайно действенными, учитывая степень интегрированности индивидов в структуры родоплеменных отношений.
В системе ценностно-смысловых приоритетов обычного права установление справедливости в той форме, которую она принимает в модальности как естественного, так и позитивного права, уступало первенство умиротворению спорящих сторон, исчерпанию конфликта путем взаимных уступок. Суду предшествовала процедура, в которой судьи убеждали тяжущихся разойтись полюбовно, примириться.
Важно отметить, что конфликты, влекущие судебные споры, в правовых системах, основанных на обычном праве, не носят частного характера, как это ныне принято считать. Всякий такой конфликт заведомо являлся общественно значимым, так как, во-первых, автономные сообщества состояли не столько из индивидов как таковых, сколько из различных микрогрупп (семья, род, и т. п.), т. е. причинение ущерба какому-либо лицу неизбежно вовлекало в конфликт массу других людей, особенно если речь шла о конфликте между людьми, не состоящими и родстве; во-вторых, общезначимость таких споров подтверждалась безусловным правом обращения в общественно-правовые (судебные) институты.
Правосудие, руководствующееся, нормами обычного права, ставят своей целью не беспристрастное применение формальной законности (как орган судебной власти в современном государстве), а поиск справедливости, понимаемой как наиболее целесообразное с точки сохранения жизнеспособности данного социума решение конфликта. Так как всякий человек в казахской степи был членом общины, любой судебный спор естественным образом становился межобщинным, если, конечно, истец и ответчик не из одного коллектива (общины). Разрешить проблемы внутри общины гораздо проще, особенно если тяжущиеся связаны родством. Когда же спорщиками являлись представители общин, не связанных родственными узами, речь зачастую шла о защите родовой чести. В этой связи всякий мало-мальски значимый спор превращается в значительную общественную проблему. Поэтому необходимо было свести к минимуму малейшее сомнение в справедливом разрешении дела. Совокупность подобных факторов обусловила максимальную прозрачность и легальность процедур, составлявших институт суда.
Нормы адата несли в себе гуманистический смысл и выполняли важнейшие социорегулятивные функции. Отличия, в том числе и принципиальные, истоков формирования и механизмов применения обычного права казахов от правовых систем, созданных в рамках политико-правового развития западноевропейского типа, бесспорны. Однако эти отличия не могут служить решающим аргументом в пользу отказа от попыток построения модели неконфронтационного взаимодействия различных типов правопонимания. Во всяком случае предпочтительнее все же исходить из презумпции поиска возможностей сближения и взаимодополнения, чем конфронтационного противопоставления различных культурно-исторических способов осмысления сущности права и структур правового сознания.
В результате противопоставления традиционных нравственных ценностей и формально-юридических процедур и институций мы неизбежно окажемся перед смысловой безнадежностью выбора одного из двух абстрактных принципов, наподобие провозглашенной русским философом ХIХ века В.С. Соловьевым дихотомии «Запад – Восток» как всемирно-исторического противостояния безбожного человечества и бесчеловечного бога. Социально-правовое обращение этой логики выражается в дилемме бесправного человека и бесчеловечного права.
Однако анализ этой схемы показывает ее логико-семантическую противоречивость, что ставит ряд серьезных, но не всегда верно понимаемых и корректно разрешаемых проблем перед законодательной и законоприменительной практикой. Концепция прав и свобод в наши дни во многих отношениях стала риторическим и идеологическим клише, используемым безотносительно, а то и вопреки ее действительному содержанию и смыслу. Конечно же, превращение идеи в пропагандистски-идеологический штамп не может быть аргументом против ее внутреннего достоинства. Но в такой ситуации становится настоятельной необходимостью теоретическое осмысление тех объективных оснований концепции прав человека, которые позволяют ей играть роль основоположного принципа создания, структурирования и применения правовых механизмов гуманистического переустройства социальных отношений.
В этой связи принятие Конституции Республики Казахстан дало реальную возможность обоснования нового подхода к проблеме правового сознания, который позволил бы осуществить организацию эффективной защиты прав и свобод граждан. Однако значительный социально стабилизирующий, нормативно-правовой потенциал Основного Закона страны, особенно той его части, которая посвящена правам и свободам человека, чести и достоинству личности, может быть реально воплощен только при условии выработки действенного механизма его реализации.
В условиях радикального преобразования унаследованных от тоталитарной системы форм и оснований социальных взаимодействий значение гуманистических норм традиционной культуры, – в том числе и морально-правовых представлений – резко возрастает. Кроме того, следует учитывать, что правосознание казахстанцев формируется в поликультурной и мультиэтнической среде. Таким образом, исследование культурно-исторической динамики изменения правовых представлений, типичных для евразийского типа культурно-цивилизационного развития, должно проводиться в контексте диалектики взаимодействия традиционного и строго юридического типа правосознания и на основе принципов диалога политико-правовых культур.
(Продолжение темы читайте в последующих выпусках газеты)

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

"Мастерская Лу Баня" - «Казахстанская мастерская»

Поездка в "Мастерскую Лу Баня" (далее – «Казахстанская мастерская»)

Глава государства провел расширенное заседание коллегии министерства внутренних дел

Борьба с преступностью и охрана общественного порядка – важнейшая задача

Команда Алтайского края РФ выиграла золото в соревнованиях по горнолыжному бегу на 5 км среди мужчин и женщин

В соревнованиях по программе «Мужчины, Женщины 5 км (коллективный старт, свободный стиль)» участвуют 20

Алтай включен в «Десятку лучших городов для зимнего туризма 2024 года».

Округ Алтай обладает богатыми ресурсами для зимних видов спорта

Второй день соревнований в Алтае

Результаты высокогорного слалома, лыжного кросса и конькобежного спорта

«Шёлковый путь льда и снега – Китайская столица снега»

Начались соревнования по скоростному конькобежному спорту

Завершились соревнования по горнолыжному спорту Зимних игр на Алтае

17 января завершились соревнования по горному лыжному спорту на первых зимних играх

Фигурное катание стартует на зимних играх на Алтае

17 января начались соревнования по фигурному катанию

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта