ПОВЛИЯЕТ ЛИ ОБОСТРЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНЕ НА ОТНОШЕНИЯ С КАЗАХСТАНОМ

На фоне произошедшей дестабилизации внутриполитической ситуации в Кыргызстане казахстанцы озабочены - как могут повлиять на отношения между нашими государствами дальнейшая эскалация стихийных выступлений, чреватая анархией и хаосом в этой стране.
Наша справка:
Как известно, 4 октября в Кыргызстане прошли парламентские выборы, в результате которых из 16 участвовавших в голосовании партий прошли только четыре. А уже 5 октября сторонники партий, не прошедших в парламент страны, вышли на бессрочный митинг, потребовали отменить результаты выборов и назначить повторное голосование. Митинг быстро перерос в силовое противостояние несогласных с правоохранителями, а в ночь на 6 октября протестующие взяли штурмом Белый дом, в котором расположены администрация президента и парламент, и освободили из следственного изолятора органов госбезопасности ряд осужденных политиков.
Братские Казахстан и Кыргызстан: дружба – дружбой, а экономика - экономикой
Думаю, озабоченность Казахстана обоснована, ему есть что терять. Взять только экономический аспект сотрудничества. Только за последние годы казахстанские компании инвестировали в экономику Кыргызстана более $1 млрд, внеся значительный вклад в социально-экономическое развитие соседней страны. А последствия хаоса от произошедшей третьей по счету так называемой «революции» в Бишкеке, которую на этот раз спровоцировали состоявшиеся 4 октября в Кыргызстане парламентские выборы, не замедлили негативно отразиться на казахстанском бизнесе в этой стране.
И если в начале политического конфликта в Акорде «все происходящее в Кыргызстане» назвали «внутренним делом этой страны», то 8 октября министерство иностранных дел Казахстана было вынуждено выразить озабоченность угрозами в адрес казахстанцев в Кыргызстане.
«Выражаем серьезную озабоченность в связи с нападениями и попытками захвата ряда предприятий, принадлежащих казахстанским инвесторам в Кыргызской Республике», - заявил МИД РК.
Как уточняется, особую тревогу вызывают факты угроз физического насилия в адрес сотрудников - граждан Республики Казахстан и нанесения ущерба имуществу этих предприятий.
«Особую тревогу вызывают факты угроз физического насилия в адрес сотрудников — граждан Республики Казахстан и нанесения ущерба имуществу этих предприятий. Казахстанские компании за последние годы инвестировали в экономику Кыргызстана более $ 1 млрд, внеся значительный вклад в социально-экономическое развитие соседней страны», - говорится в заявлении внешнеполитического ведомства.
«Казахстан призывает Кыргызстан «незамедлительно предпринять меры по обеспечению безопасности как граждан Казахстана, так и казахстанских компаний», - резюмируется в сообщении МИД Казахстана.
Для того, чтобы попытаться спрогнозировать хотя бы на среднесрочную перспективу – как могут отразиться митинговые страсти и хаос на развитие казахстанско-кыргызских отношений в будущем, думаю, следовало бы задуматься на тем, что служит причиной возникающих эксцессов, подобных тем, что упоминаются в заявлении МИД Казахстана.
Наверное, можно согласиться лишь отчасти с теми экспертами, считающими, что в последние годы Казахстан и Кыргызстан заметно охладели друг к другу. Не только во времена СССР, но и в постсоветский период народы Казахстана и Кыргызстана называли традиционно друг друга братскими, а сотрудничество в политической и экономической плоскостях отличалось долгие годы стабильностью. Укреплению интеграционных уз двух республик способствовали общая граница, налаженная транспортная инфраструктура и партнерство обеих стран в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). А на долю сотрудничества между их приграничными регионами приходится около 50% двустороннего товарооборота.
И только три года назад - в октябре 2017-го на горизонте казахстанско-кыргызских отношений начали появляться первые предвестники надвигающихся проблем, в частности, в сфере транзита. Тогда Казахстан ужесточил порядок прохождения таможенного контроля для большегрузного транспорта из Кыргызстана после того, теперь уже экс-президент КР Алмазбек Атамбаев упрекнул Казахстан в недружественном акте к его стране - транспортной блокаде, устроенной в 2010 году, из-за чего Кыргызстан, по его словам, претерпел тяжелые испытания.
При этом г-н Атамбаев по понятным причинам тогда не стал останавливаться на вопросе – почему Казахстан три года назад пошел на временное закрытие своих границ. А в ответе именно на этот вопрос, на мой взгляд, и лежит ключ к пониманию причин обострения межгосударственных казахстанско-кыргызских отношений.
В качестве одной из этих причин, и в этом сходятся во мнении и другие аналитики, можно назвать экономическую. Речь идет об отношениях между странами, включившимися в процесс интеграции в рамках ЕАЭС. Для слабеющей экономики Кыргызстана такая интеграция имеет сегодня жизненно важное значение. В то же время Казахстан, стремясь конкурировать с российскими и белорусскими производителями, заинтересован в активном сближении с Бишкеком, наращивая для этого реализацию совместных инвестиционных проектов с ним.
В подтверждение этого предположения стоит вспомнить, что почти год назад Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на 5-м заседании Высшего межгосударственного совета в Бишкеке отметил, что Казахстан - на третьем месте во внешнеторговом обороте Кыргызстана. В этой стране работают около 2 тысяч предприятий с участием казахстанского капитала. В свою очередь, Кыргызстан – это второй торговый партнер Казахстана среди стран Центральной Азии.
«Казахстанские инвесторы представлены в горнодобывающей, перерабатывающей, строительной отраслях, торговле, банковском секторе, в сфере телекоммуникаций. Они создают в Кыргызстане рабочие места, развивая сопутствующие отрасли», - отметил К. Токаев.
По данным статистики Кыргызстана, в эту страну только по итогам первых шести месяцев 2020 года из Казахстана поступило прямых инвестиций в объеме почти $17,3 млн.
В суммарном же выражении за последние годы, как отмечалось выше, казахстанские компании инвестировали в экономику Кыргызстана более $1 млрд. Эти цифры, на мой взгляд, лучше всего говорят о том, насколько Казахстан заинтересован в укреплении экономики Кыргызстана, как своего сильного партнера по взаимовыгодному сотрудничеству.
Однако, как это справедливо отмечалось ранее рядом экспертов, столь благородные интеграционные устремления оправдались, мягко говоря, далеко не в полной мере. Попытки сблизиться обернулись тем, что на казахстанский рынок из Кыргызстана хлынули дешевые товары, которые зачастую не отвечали стандартам ЕАЭС. Конечно, такое положение ведет к дискредитации партнерских отношений Кыргызстана и Казахстана, несмотря на членство обеих стран в ЕАЭС. Естественно, для защиты своего рынка от некачественных товаров Казахстан вынужден ограничивать ввоз кыргызской продукции на основе строгих санитарных, фитосанитарных и других норм. В отношении соседней республики и раньше отмечалось отсутствие, к примеру, лабораторий международных стандартов ветеринарной диагностики.
Отмечу, по аналогичным причинам признаки обострения торгово-экономических отношений между двумя странами наблюдались в конце мая – начале июня 2020 года. Тогда на пункте пропуска кыргызско-казахской границы образовалась многокилометровая пробка из почти 500 большегрузов, которые не могли попасть в Казахстан.
И вновь, как и три года назад, кыргызская сторона обвинила Казахстан в нарушении договора ЕАЭС и «намеренной блокаде кыргызским экспортерам из-за конкуренции ...нечестным путем» - вводом дополнительных требований при проверке товарных накладных на границе для большегрузного транспорта. В ответ Комитет госдоходов Минфина Казахстана пояснил тогда, что усиление контроля нацелено на предотвращение теневого оборота товаров. При этом комитет сообщил о выявленных с начала 2019 года 10,3 тыс. фальшивых документах на сопровождение товара и о более 13 тысячах фактах ложного транзита со стороны соседнего государства.
Таким образом, при анализе степени эффективности казахстанско-кыргызского взаимодействия обращает на себя внимание парадокс: казахстанские инвесторы, ежегодно вносящие весомый вклад в развитие соседнего Кыргызстана, периодически оказываются в незавидном положении.
Развитию взаимодействия двух стран может помешать хаос и безвластие в Кыргызстане
И тут, на мой взгляд, мы подошли, пожалуй, к главному фактору, способному негативно повлиять на экономические связи с Кыргызстаном двусторонние отношения двух стран. Это - слабость государственных институтов власти в Кыргызстане, которые, как показали события, произошедшие в первые дни октября, не смогли остановить развитие ситуации, ведущей к выходу из правового поля, к хаосу и потере государственного управления. Это сразу отразилось нестабильностью в социальном настрое общества, и, естественно, на деловом климате в стране.
В частности, уже в первые дни дестабилизация внутриполитической ситуации в Кыргызстане не замедлила отразиться в деятельности предприятий с казахстанским участием.
Как стало известно, на днях на странице KAZ Minerals в Facebook появилась информация, о том, что этот комбинат приостановил все работы на медном месторождении Бозымчак в Джалал-Абадской области Кыргызстана и приступила к эвакуации своих сотрудников.
Пресс-секретарь KAZ Minerals Максут Жапабаев в комментарии прессе сообщил, что за 2019 год на месторождении Бозымчак произведено 7,3 тысячи тонн меди и 41 тысяча унций золота, «но сейчас на месторождении производство приостановлено».
Но, как известно, в республике в дни волнений были попытки захвата и ряда других предприятий, принадлежащих не только казахстанским инвесторам, но и других иностранных государств.
6 октября в Кыргызстане остановилась работа на золотоносном руднике «Джеруй». Как сообщили в компании «Альянс Алтын», входящей в состав российской компании «Русская платина», на рудник напало 500 местных жителей. «Второе по величине золотое месторождение в Киргизии разграблено и сожжено», - распространила сообщение пресс-служба «Альянс Алтын». Сообщалось и о попытках напасть на золотой рудник Кумтор канадской Centerra Gold Inc.
Факты закрытия ряда предприятий, захватов и ограблений офисов угле- и золотодобывающих предприятий наталкивают на сомнения: неужели после этого иностранные инвесторы, среди которых могут быть и казахстанские, захотят продолжать здесь свои проекты? Не исключено, что определенные силы, захватывая предприятия, не просто грабили, но и пытались шантажировать власть присвоенными активами собственников, чтобы заставить ее согласиться с требованиями участников переворота. Допуская такую версию, я, в то же время, вижу здесь и на социальный аспект – годами копившиеся проблемы безработицы, бедности, отсутствия перспектив для молодежи, еще более обострившиеся в период пандемии и карантина.
И трудно не согласиться с мнением тех наблюдателей, которые в агрессии местного населения к крупным промышленным фирмам видят форму протеста против существующей практики, когда компании, разрабатывая недра, платят налоги в центр, а не на местах. Вот и выходит, что население чувствует себя обманутым, поскольку на деле получается, что люди сельских регионов не ощущают от иностранных инвесторов никакой выгоды вопреки кыргызской Конституции, провозглашающей, что земля и недра принадлежат народу.
Осознание этого подталкивает протестующих к очередной «цветной революции», порождая иллюзию на то, что после нового госпереворота наконец-то улучшится жизнь. В реальности каждое потрясение в стране ведёт к анархии, разрушению государства и экономики.
Есть ощущение того, что, начав с мирного митинга, оппозиция не удержала ситуацию под контролем, и в Кыргызстане начался разгул мародеров. Это вызывает обеспокоенность у соседей по региону, в том числе и в нашей стране, ведь возникшая нестабильность в Бишкеке может в разы снизить объемы торговли с Казахстаном.
«Из-за того, что банковский сектор [Кыргызстана] временно прекратил работу, в стране приостановлено производство таможенного декларирования товаров. И хотя Государственная таможенная служба заявила, что таможенные операции, связанные с транзитом в рамках ЕАЭС, осуществляются в прежнем режиме, перебои в работе наглядно показывают, как внутриполитический хаос затронул экономику страны и влияет на отношения с ближайшими партнерами», – говорится в обнародованном комментарии относительно последствий дестабилизации эксперт Института международной экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик.
Впрочем, надежду для оптимизма придает осознание того, что, несмотря на испытания, сотрудничество двух наших стран-соседей будет в перспективе по-прежнему сохранять свой ценный интеграционный потенциал.
«Для Казахстана двустороннее торговое сотрудничество с кыргызской стороной традиционно фиксируется на уровне 1 миллиарда долларов ежегодно. И хотя по итогам первых 7 месяцев 2020 года товарооборот успел снизиться на 20,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (до $433,1 млн), экономические связи с Кыргызстаном не потеряли своего приоритетного статуса», - считает аналитик.
И в этом с экспертом нельзя не согласиться, как и в том, что для сохранения прежнего уровня казахстанско-кыргызских отношений принципиально важно, чтобы разрешение внутриполитических противоречий в Кыргызстане проходило только в легитимном поле.

Кемар Машанло

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

Национальная база внешней торговли и культуры Или-Казахского автономного округа КНР расширяет радиус обслуживания.

В рамках презентации обе стороны торжественно открыли представительство Национальной базы внешней торговли и

Мастерская Лу Бань в Казахстане

Новые горизонты для технического образования и сотрудничества с Китаем.

Китайская традиционная медицина в Астане.

Традиционная китайская медицина основывается на древних философских учениях

Музей древних гробниц в городе Куча Синьцзяна удостоился награды за лучший дизайн

Недавно были объявлены победители конкурса MUSE Design Awards 2024, который по праву называют «Оскаром индустрии

В первые три квартала Синьцзян занял первое место в Китае по темпу роста внешней торговли

За первые три квартала стоимость экспорта Синьцзяна составила 272,78 млрд юаней, а стоимость импорта - 49,61 млрд

20 тонн живых камчатских крабов прибыли на границу через пункт пропуска «Зимунай»

Быстрая доставка живых камчатских крабов стала возможной благодаря введению в эксплуатацию специализированной

Иностранные авторы "Мы-Медиа" посетили город Тачэн Синьцзяна

Соло с аккордеоном "Я с моей Родиной", совместная игра с аккордеоном и домбром "Одна красивая роза"... Песни

Синьцзян: обогащение и расширение новых форм «полетов на низких высотах»

Синьцзяне начался сезон сбора урожая. Прямо сейчас над бескрайними хлопковыми полями в Синьцзяне работают более 10

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта