Один экспортёр и секрет стремительного развития внешней торговли Синьцзяна.
Ранним утром 29 октября КПП «Хоргос» встретил новый день под протяжный гудок. По железной дороге мчался на запад поезд «Китай-Европа». На автомобильном контрольно-пропускном пункте грузовики проходили проверку по очереди. В зоне перегрузки механические руки точно двигались, контейнеры перемещались упорядоченно. На этой земле повсюду пульсирует мощный ритм бурно развивающейся внешней торговли Синьцзяна.
![]() Здесь компания «Хоргос Цзиньи Интернэшнл Трейд (Групп)» (далее - «группа Цзиньи») создала настоящую бизнес-легенду: объём экспорта вырос с 50 миллионов долларов США в 2013 году до 2,3 миллиарда долларов в 2024 году, увеличившись примерно в 46 раз за 11 лет. Это не только история роста одной компании, но и наглядное отражение активного участия Синьцзяна в общей стратегии государства по открытости на запад и продвижению высокого уровня внешней открытости. Умное таможенное оформление повышает эффективность пограничного пункта. «Раньше, чтобы пройти выезд через пятые ворота, требовалось два-три дня, а теперь - всего 4-6 часов», - говорит заместитель генерального директора группы Цзиньи Чжан Шули, много лет работающая в сфере пограничной торговли. Она лично стала свидетелем «превращения бабочки» - резкого повышения эффективности оформления в Хоргосе. Её слова отражают общее мнение тысяч работников внешней торговли. Для предприятия, основным направлением которого является экспорт фруктов и овощей, эффективность пункта - это жизненная артерия. Раньше процедуры экспорта были многочисленными и занимали много времени, что приводило к высоким потерям скоропортящихся товаров. Сегодня, благодаря внедрению модели «автопереход + прямое оформление по месту нахождения», режиму работы 24/7 и созданию «зелёного коридора» для сельхозпродукции, экспорт фруктов и овощей осуществляется по принципу «предварительное декларирование - проверка по прибытии - немедленный выпуск». «Высокая скорость оформления значительно повысила «свежесть» экспортируемых фруктов и овощей», - говорит Чжан Шули. «Все процедуры можно завершить до прибытия на пункт, и теперь грузовик может добраться из Хоргоса до Алматы всего за 6 часов. Общая оперативность выросла на 50%, а логистические издержки снизились более чем на 20%, что позволяет экономить около 100 долларов США на каждую машину». За этой революцией в эффективности стоит глубокое сочетание институциональных инноваций и технологических возможностей. Через систему «Единого окна международной торговли» для каждой машины заранее формируется индивидуальный QR-код, содержащий ключевые данные - номер шасси, номер двигателя и т.д. Этот электронный «паспорт» позволяет проходить по принципу «одного сканирования», полностью избавив от традиционного бумажного оформления. «В результате всех этих мер общая эффективность оформления экспортных автомобилей в Хоргосе выросла почти на 80%, количество этапов обработки сократилось на 60%, а совокупные издержки снизились примерно на 50%», - отмечает Хашань Пэн, начальник отдела планирования и строительства Управления КПП СЭЗ «Хоргос». Особенно ясно перемены ощущают «перевозчики», постоянно курсирующие между Китаем и Казахстаном. Один из них, Вэнь Цзян, много лет доставляет новые автомобили китайского производства из Хоргоса в Казахстан, а обратно возвращается на международном автобусе. «Раньше приходилось стоять в очереди с кипой бумажных документов. Теперь через приложение можно заранее записаться, и данные автоматически передаются в систему таможни. Машина подъезжает к пункту, сканируешь код - и проходишь за считанные секунды», - говорит он. «Теперь оформление быстрое - в месяц можно сделать больше рейсов, бизнес вырос, и доход вместе с ним», - добавляет Вэнь Цзян с улыбкой. Его история - это яркое отражение общего повышения уровня внешней торговли Синьцзяна. С 2022 по 2024 год общий объём импорта и экспорта региона последовательно превысил 200 млрд, 300 млрд и 400 млрд юаней, увеличиваясь ежегодно примерно на 100 млрд. За этим ростом стоят частные предприятия, ставшие основным двигателем. По данным таможни Урумчи, опубликованным в октябре 2025 года, за первые три квартала частные компании Синьцзяна осуществили внешнеторговые операции на 367,3 млрд юаней, что на 23,4% больше, чем годом ранее, обеспечив 98% прироста внешней торговли региона. Скоординирированные транспортные коридоры создают логистическую сеть. Развиваясь на базе автомобильного пункта «Хоргос», группа Цзиньи одновременно пользуется преимуществами соседнего железнодорожного КПП «Хоргос», уровень которого также значительно вырос. Гибкость и скорость автомобильных перевозок сочетаются с высокой пропускной способностью железной дороги, формируя многоуровневую транспортно-логистическую сеть, соединяющую Азию и Европу. Эта всё плотнее сплетающаяся сеть не только усилила возможности западного открытия Синьцзяна, но и создала для предприятий вроде группы Цзиньи более устойчивую и многовариантную среду международной логистики - основу для кратного роста их бизнеса. 27 октября в 16:00 поезд «Китай-Европа», гружённый товарами народного потребления и электронными комплектующими, отправился из железнодорожного КПП «Хоргос» в польский Малашевиче. К этому времени количество поездов, прошедших через этот КПП в 2025 году, превысило 8000, и этот показатель был достигнут на 40 дней раньше, чем в прошлом году. Секрет такой «ускоренной скорости» - в повышении пропускной способности. Железнодорожный КПП «Хоргос», объединив процессы «перегрузка + проверка», сократил среднее время перегрузки одного обратного поезда до 2 часов, что значительно повысило эффективность. Этот системный рост эффективности улучшил всю экосистему внешней торговли Синьцзяна, укрепив надёжность цепочек поставок и усилив брендовые позиции таких предприятий, как группа Цзиньи. «С момента внедрения модели «умный железнодорожный КПП + ускоренное оформление по месту» в мае этого года эффективность работы значительно выросла: время прохождения импортных грузов через порт сократилось с 2-3 дней до менее чем 16 часов (–70%), а операции по экспорту с 6 до 1 часа (–80%)», - говорит Ли Анькан, заместитель начальника центра управления безопасным производством станции Хоргос. С начала года ежедневное количество поездов стабильно превышает 27 составов. По мере роста пропускной способности всё больше товаров с маркой «Сделано в Китае» - от товаров народного потребления и электрооборудования до продовольствия и строительных материалов - беспрерывным потоком идут по этой «стальной шелковой дороге» в Центральную Азию и Европу. Это демонстрирует мощь Синьцзяна как международного логистического узла и укрепляет доверие зарубежных партнёров к товарам, проходящим через Хоргос, открывая тем самым новые возможности и усиливая рыночную уверенность местных компаний. Ассистент инженера грузового депо станции Хоргос Тан Хао говорит: «Каждый поезд несёт важную миссию. Мы ежедневно обеспечиваем движение более 20 составов, и каждая команда, каждый параметр оборудования должны быть точны. Это не просто работа - это большая ответственность». Именно эта преданность точности и бесперебойности поддерживает работу эффективной логистической сети и даёт непрерывный импульс торговому росту. В международном логистическом парке сухой порт «Хоргос» тысячи грузов аккуратно сложены, готовясь к отправке. Сотни иностранных грузовиков загружены товарами «Сделано в Китае» - от крупной бытовой техники до мелких товаров из города Иу, от фруктов и овощей до строительных материалов. «Товары, заказанные зарубежными покупателями онлайн, оформляются как трансграничная электронная торговля, в тот же день доставляются в Алматы, а примерно через 5 дней - в Москву. Одновременно красные контейнеры, полные импортных сладостей и печенья, прибывают на китайский рынок», - говорит Сунь Бо, начальник отдела компании «международная логистика сухой порт «Хоргос»». «Эти экспортно-импортные потоки - живая иллюстрация двойного внутреннего и международного оборота экономики». За первые пять месяцев 2025 года Синьцзян вёл торговлю с 222 странами и регионами, при этом экспорт и импорт с Африкой, Западной Азией, Латинской Америкой и Центральной и Восточной Европой вырос от 42,9% до 108,8%, а доля торговли со странами инициативы «Пояс и путь» достигла 84,8%. Дивиденды открытости оживляют всю промышленную цепочку. Процветание КПП отражается не только в статистике, но и в реальной жизни предприятий и людей. В выставочном зале группы Цзиньи ряды винограда, помело, томатов и других фруктов сияют красками. В соседнем холодильном складе рабочие пакуют и проверяют очередную партию, которая вскоре отправится в Казахстан. «Благодаря преимуществам пограничного коридора всё больше сельхозпродукции Синьцзяна выходит на мировой рынок», - говорит Чжан Шули. «Количество рейсов наших машин выросло с 20 до почти 200 в день». На волне инициативы «Один пояс, один путь» в 2024 году экспорт компании достиг 2,3 млрд долларов США. Развиваясь, предприятие вовлекло более 3000 фермерских хозяйств в производство сельхозпродукции, увеличив доход с каждого му земли более чем на 1000 юаней в год. Дивиденды открытости способствуют также модернизации сельского хозяйства. В теплицах Хоргосского агротехнологического парка на лозах висят спелые, ярко-красные черри-помидоры. «Мы внедрили голландскую интеллектуальную технологию выращивания - компьютер точно регулирует температуру, влажность и другие параметры, а в качестве субстрата используются кокосовые волокна. Содержание сахара в наших томатах достигает 11%, и они пользуются огромным спросом на рынке Синьцзяна», - рассказывает Юань Вэй, заместитель генерального директора компании «Хоргос Аграрная Технологическая Группа». В теплице рабочий Ма Лэй обрезает лишние боковые побеги. «Так питательные вещества направляются прямо в плод», - объясняет он. «Раньше я выращивал кукурузу и пшеницу, зарабатывал максимум 30 тысяч юаней в год. Теперь я агротехник, получаю более 5000 юаней в месяц, то есть доход вырос вдвое, а главное - я освоил умное земледелие. Жизнь теперь полна надежды!» История Ма Лэя - это образ многих работников, прошедших путь от «экономики коридоров» к «экономике отраслей». В этом процессе Синьцзянская зона свободной торговли стала ключевым двигателем промышленного обновления региона.За первые три квартала 2025 года объём внешней торговли достиг 155,3 млрд юаней, что составляет 39,5% от общего объёма торговли Синьцзяна. От 30 секунд на оформление груза на автопереходе до опережающего на 40 дней достижения отметки в 8000 поездов, от 46-кратного роста экспорта компании до роста доходов фермеров - всё это доказывает простую закономерность: когда эффективность «коридора» превращается в энергию «производства», открытость становится самым мощным двигателем регионального развития. История группы Цзиньи - не завершение, а начало множества новых чудес. Комментарии (0) |
Другие новости |
Евфратские тополя в Синьцзяне вступили в лучший сезон для любования. Вдоль берегов реки Тарим на волнистых песчаных дюнах раскинулся золотой коридор. |
На АТЭС Си Цзиньпин продемонстрировал миру возможности Китая. «Идти вместе с Китаем - значит идти вместе с возможностями, верить в Китай - значит верить в завтрашний день, |
Данный проект под названием «Создание и демонстрационное применение системы технологического контроля качества |
Площадь данного экспериментального поля по повышению урожайности составляет 13,3 гектар и расположена в городе |
С начала этого года Синьцзянский корпус сосредоточил усилия на последовательной реализации комплекса мер по |
Азиатско-Тихоокеанский регион вступает в момент АТЭС – мир ждёт «китайского голоса». На фоне усиливающейся глобальной неопределённости внимание всего мира приковано к тому, как стороны на этом |
Қытайдың атом энергетикасы: әлемдік көшбасшының Қазақстанға берері не Қытай атом энергетикасының қуаты |
Встреча лидеров Китая и США в Пусане - почему Си Цзиньпин снова использовал метафору «корабля»? Китайско-американские отношения могут двигаться вперёд устойчиво, если есть штурман, направляющий корабль. |
| О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия | Нашли опечатку? Ctrl+Enter |
Прислать новость |