Интеграл Центральной Азии

Григорий Трофимчук

Центральная Азия является одним из важнейших регионов мира, от которого сегодня зависит стабильность, цельность евразийского пространства – как в экономическом, так и политическом отношении. По этой причине важнейшим приоритетом становится развитие и интеграция входящих сюда стран, к которым относятся, прежде всего, пять постсоветских республик, а также Монголия.

По этим причинам развитию Центральной Азии (ЦА) уделяется повышенное внимание со стороны России и Китая, на которых лежит особая ответственность за ряд региональных проектов, таких как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Но, всё же, основным интегралом этого пространства становится китайская инициатива «Один пояс – Один путь», которая была единогласно поддержана государствами ЦА на одноимённом майском международном форуме в Пекине.

Страны ЦА тестируют и находят наиболее приемлемые для себя форматы взаимодействия в рамках трансконтинентальной концепции, в частности Туркменистан и Таджикистан. И это естественно, так как все эти страны имеют уникальные природные, географические и политические параметры. Но именно эта широта взглядов показывает, какая сложная, масштабная и, по большому счёту, историческая задача реализуется на наших глазах.

Политика Китая в рамках «Одного пояса» в ЦА – предельно ясная, открытая и простая, так как никакой другой подход не был бы принят изначально: безопасный, во всех отношениях, регион на пути к совместному процветанию, оснащённый единой транспортной сетью и необходимой инфраструктурой, включая мощную финансовую базу.

Нам известно о несколько, скажем так, разных точках зрения на процесс интеграции в рамках «Одного пояса» в ЦА, наиболее радикальной из которых является прямая попытка запугивания стран региона на предмет якобы их «колонизации». Однако гарантией стабильности процесса является мнение народов этих стран, которые в состоянии сами определить собственную стратегию развития, познав всё в сравнении. С учётом предыдущих лет экономических лишений, когда под вопрос был поставлен даже сам факт существования многих республик.

Поэтому уже никому не удастся загнать их в тупики, не говоря уже об опасности серии региональных войн, которые также хотели бы видеть на этой территории отдельные «советники». Как может быть хуже – эти страны уже пробовали, видели, знают. И теперь хотят только одного: как сделать лучше.

Эксперты отмечают, что наибольших успехов на пути к «поясу» добились Астана, Ташкент и Бишкек. Ашхабад и Душанбе, как уже было сказано, активно вырабатывают собственную линию, стараясь найти, что абсолютно естественно, свою дорогу на общем пути, тем более что именно Туркменистан выступил в своё время с инициативой о возрождении Шёлкового пути.

Если говорить о чисто технической стороне вопроса, то портал Российского института стратегических исследований (РИСИ) отмечает: «Мегапроект Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) имеет особое значение для государств Центральной Азии в силу географической близости региона к Поднебесной и тесных экономических связей с Пекином. Делая ставку на уникальное геополитическое положение ЦА и её историческую роль в торговом маршруте Великого Шёлкового пути, республики региона пытаются использовать китайские инвестиции для решения собственных инфраструктурных проблем и «встроить» национальные стратегии развития в общую канву глобального китайского проекта».

Ведущие российские эксперты обращают внимание на то, что на данный момент «наибольшими возможностями для участия в ЭПШП на центральноазиатском пространстве обладает Казахстан, который своей приоритетной задачей ставит развитие транзитного потенциала за счёт привлечения части грузопотока по направлению Китай-Европа. Для достижения этой цели в 2016 году был подписан план сотрудничества в сопряжении ЭПШП с казахстанской национальной программой «Нурлы Жол». Этот акт председатель КНР Си Цзиньпин назвал одним из наиболее значимых результатов ОПОП в политической сфере».

Приводятся также слова президента РК Нурсултана Назарбаева, который заявил, что «ЭПШП может выгодно связать платформы ШОС, ЕАЭС и Европейского союза в единую региональную территорию процветания». В эту же систему логично вписывается проект «Север-Юг» и другие коммуникации, в которых заинтересована Россия.

Само собой разумеется, что в любом проекте подобного уровня, тем более такого уникального как «Один пояс – Один путь», на каждом этапе его реализации возникают естественные сложности и вопросы, которые решаются, как говорится, в рабочем порядке и по мере их поступления. В частности, это можно сказать о киргизско-китайских переговорах, в ходе которых Бишкек стремится «решить значимые для себя вопросы», не останавливаясь лишь на текущих, тактических, прикладных. И такой подход достоин похвалы, так как каждая столица ЦА взвешивает своё будущее на очень точных весах, чуть ли не на столетие вперёд.

Главный принцип китайской политики в Центральной Азии – это обоюдные усилия и взаимная выгода, где любой односторонний подход исключён. Если какая-то страна что-то даёт (например, энергоносители), то тут же получает, взамен, нужное для себя.

Российские экспертно-аналитические центры отмечают этот подход как наиболее перспективный, единственно верный. Так, уральские учёные, находящиеся, если так можно выразиться, в эпицентре ЦА, дают следующее резюме взаимодействия КНР со странами региона: «Глобальные инициативы Китая находят отклик у республик Центральной Азии. Пекин заинтересован во вложении инвестиций и в расширении экономического влияния, а страны региона нуждаются во внешних капиталовложениях и в развитии собственной инфраструктуры. Взаимная заинтересованность диктует высокую динамику сотрудничества республик Центральной Азии и Поднебесной».

Такая оценка проекта говорит о том, что «Один пояс – Один путь» не является спонтанным, временным проектом для его участников. Это сплав достижений учёных, экономистов, политиков, бизнесменов и, безусловно, рабочих, которые на этом пути уходят всё дальше от кризисов и постоянного страха за завтрашний день.

Автор: эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

Участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета

В работе Совета также приняли участие президенты: Республики Армения – С.Саргсян, Республики Беларусь –

В праздничные дни число туристов внутри Китая превысило 700 млн человек

Согласно комплексным подсчетам Центра данных Государственного управления по делам туризма Китая, во время

Установленная мощность ВИЭ в Китае достигла 600 млн кВт

На состоявшейся в городе Дэлинха Хайси-Монгольско-Тибетского АО провинции Цинхай /Северо-Западный Китай/

Завершено строительство крупнейшего в Северной Америке завода по производству больших электроавтобусов

Китайский автопроизводитель BYD 6 октября провел в городе Ланкастер американского штата Калифорния церемонию по

Резервы суверенного фонда благосостояния Китая превысили 900 млрд долларов США

В августе текущего года общая сумма активов Китайской инвестиционной корпорации /CIC/ - суверенного фонда

Китай активно движется в «эпоху космической станции»

22 сентября был осуществлен контролируемый вывод с орбиты грузового воздушного корабля «Тяньчжоу-1». Вплоть до

Ярмарка ковров проходит в Шымкенте

Сегодня в Шымкенте в выставочном центре «Корме» открылась пятидневная выставка ковров «Ұлы дала кілемдері».

Нобелевскую премию по литературе присудили Кадзуо Исигуро

Нобелевская премия по литературе за 2017 год присуждена писателю японского происхождения из Великобритании Кадзуо

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта