Важно быть человечным

Только работая над собой, удастся сохранить хрупкий мир.
После недавних трагических событий в Кордайском районе с некоторым смятением душевным мы подошли к официальному празднику — Дню благодарности. И промолчать о нем нельзя, и сказать что-то существенное после всего случившегося непросто.
Понятно одно: нынче в праздничном сценарии не будет привычных фанфар и высокопарных речей. Как выясняется, не все наши благие намерения вписываются в сюжеты суровой и непредсказуемой реальности. Случаются сбои, влекущие за собой страшные последствия.
День благодарности — это, без сомнения, хороший праздник. В его основе способность испытывать и дарить Благо, творить Добро. Учреждая новую для страны праздничную дату, Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы Нурсултан Назарбаев сказал: «Этот день может стать ярким праздником милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу».
К сожалению, за последние десятилетия такие понятия, как доброта, уважение и сострадание, потеряли былую значимость. Эти духовно-нравственные ценности вытесняются из нашего сознания понятиями, которые присущи полудикому обществу с его основным постулатом: «Человек человеку — волк».
«Я с отчаянием смотрю на то, как из нашей повседневной жизни уходят такие понятия, как сочувствие, сострадание, милосердие, одухотворенность… А испарившись из жизни, они уходят и из сознания людей. Сегодня наши сенсорные каналы забиты шумом. …К сожалению, кулаки у нас нынче развиты больше, чем сердце, поэтому нам проще драться, чем любить. Но любовь не приходит к трусам. Умение прощать — удел мужественных и благородных. Нынче наше сердце отмалчивается, пока язык метет. И что забавно — язык метет о том, что надо быть смелым, храбрым, решительным, крутым, успешным, креативным… каким-то там еще. И никто не призывает стать умным и милосердным, добрым и благодарным. Это ведь не только христианские или исламские заповеди. Это — незыблемые общечеловеческие правила».
Написал эти строки на своей странице в «Фейсбуке» известный режиссер, общественный деятель Казахстана Ермек Турсынов. И еще о многом важном сказал он, обращаясь к соотечественникам. Но услышат ли этот тревожный набат те, кому адресованы эти строки?
Ясно одно: из трагедии в Кордае надо вынести правильные уроки. Мне думается, что, прежде всего, все мы должны четко осознавать одну непреложную истину: лозунги о мире и дружбе останутся лишь пустым звуком, пока каждый из нас не проникнется сопричастностью к делам и интересам страны, в которой проживает. Призывы к согласию останутся лишь благими намерениями, пока каждый не осознает, что здесь он не чужак и не временщик, ожидающий прибытия своего поезда. Поезд можно ждать день или два, но не годы и не десятилетия. Все мы — казахи, русские, узбеки, уйгуры, дунгане, корейцы — волею обстоятельств проживаем на этой священной земле и являемся гражданами Казахстана. Это объективная реальность, и с нею надо считаться.
Здесь выросло уже не одно поколение бывших переселенцев из российских губерний, с Дальнего Востока и Кавказа. Здесь обрели свою родину потомки машиностроителей, деятелей науки и искусства, эвакуированных из центральных регионов России в наши края в годы Великой Отечественной войны. Здесь выросли внуки и пра­внуки первоцелинников и строителей промышленных гигантов, прибывших в Казахстан со всех уголков бывшего Советского Союза.
И все это время происходил обмен знаниями, производственными навыками, культурными и духовными ценностями. Специалисты в области общественных отношений отмечают, что русские, многие годы прожившие в Казахстане, отличаются от своих российских собратьев. Отличаются, прежде всего, характером, привычками, взглядами на те или иные жизненные обстоятельства. К широте их русской души прибавились такие присущие восточным народам качества, как уважительное отношение к старшим, почитание семейных ценностей, гостеприимство. В свою очередь казахи переняли у русских привычку говорить открыто, отстаивать справедливость. Наглядные уроки трудолюбия получили мы у дунган и корейцев. В немцах мы уважали их умение ладить с окружающими, аккуратность и пунктуальность.
Кстати, о немцах. Конечно, жаль, что многие из них уехали на свою историческую родину. Но даже находясь там, среди своих собратьев, они не могут привыкнуть к новому укладу жизни и с теплотой вспоминают о жизни в Казахстане. В соцсетях нередко можно встретить видеоролики, в которых наши бывшие соотечественники, облачившись в казахские чапаны и камзолы, отмечают праздники в казахских же традициях, поют и танцуют под популярные казахские мелодии. И все это делается искренне, душевно, по велению сердца. Многие из них почти ежегодно приезжают на свою малую родину, чтобы встретиться с друзьями и еще раз ощутить ту непринужденную атмосферу любви и дружбы, в которой им довелось жить.
Убедительным примером «казахизации» немцев является их яркий представитель Герольд Бельгер. Родился он на Волге, а в семилетнем возрасте его с родителями сослали в казахские степи. Для ребенка это было трагедией: кругом все чужое — быт, нравы, язык. Но со временем маленький Герольд освоился, настолько проникся уважением и любовью к казахам, их языку и культуре, что выучился на педагога и стал преподавать казахам их же родной язык. Позже он занялся литературной деятельностью и перевел на русский и немецкий языки множество произведений казахских авторов. Гер-ага, так его называли в народе, был не только отличным знатоком языка Абая, но и ярым защитником этого языка, его популяризатором. По сути, он являл собой образец подлинного интернационалиста.
«…Я много лет был рядом с ним, а последние годы так и вовсе воспринимал его как своего отца, — пишет Ермек Турсынов. — Я сам опускал его в могилу. Как он и просил — положил рядом с друзьями (на Кенсайском кладбище в Алматы. — Прим. автора). Неподалеку от него лежит Кадыр Мырзалиев, чуть дальше — Баккожа Мукай, Аширбек Сыгай, ну и все остальные… И Гера-ага — единственный инородец, что лежит на Кенсае рядом с казахами… В казахской земле… Но кто посмеет сказать, что он там — чужак? Так вот, в эти дни я все чаще вспоминаю его слова: «Ей, бала, запомни, не бывает плохих народов, бывают плохие люди. Это как в природе: есть цветы, и есть сорняки. А они растут везде». Наблюдая за истерией, что творится в соцсетях, за тем, как иные «сорняки» собирают очки на людском горе, я понимаю, как он был прав, наш Гера-ага: нет плохих наций, есть отдельные персонажи. Это они сегодня занимаются стравливанием, нагнетают страсти и спекулируют на гнилых идеях».
Но мы должны уметь противостоять тем, кто пытается внести страх и сумятицу в наш дом. И наиболее эффективным оружием в этом противостоянии может стать наша солидарность и сплоченность. Нельзя допустить разгула бредовых идей и осуществления чьих-то коварных намерений. Только сообща, уважая друг друга, мы сможем отстоять наши духовные ценности, то, что создавалось годами и десятилетиями.
Несомненно, многое надо пере­осмыслить и власть имущим. Мы видим, что старые методы и подходы в работе с людьми уже не дают желаемого результата. Надо менять приоритеты и акценты. У нас в стране предостаточно различных государственных и общественных институтов, созданных с целью обеспечения согласия в обществе. Но, к сожалению, их деятельность в последнее время свелась лишь к организации показных мероприятий с танцами и песнями. В то же время в целях реальной консолидации этносов нашей страны не используются в должной мере такие идеологические составляющие, как государственные символы и государственный язык.
«Помни историю и гордись своей Родиной!» — это один из основных посылов Дня благодарности. Этот праздник направлен на воспитание толерантности, дружелюбия и уважения друг к другу. Пройдя через столько испытаний и невзгод, мы должны дорожить дружескими отношениями, а не искать повод для раздора. В цивилизованном обществе человек человеку — друг, а иногда даже и как брат родной. В тех же кордайских селах, где случилась февральская трагедия, казахи прятали у себя дома знакомых и незнакомых дунган, бежавших от обезумевшей толпы.
Что касается человеческой благодарности, то она проявляется не по принуждению, а по велению сердца, и ей неподвластны ни время, ни границы. Недавно на страницах «Фейсбука» появилось письмо нижеследующего содержания.
«Братья-казахи! — говорится в нем. — Если вы окажетесь в Ингушетии или Чечне и у вас не будет денег и крыши над головой, можете смело зайти в любой дом, и вы там будете почетным гостем. Достаточно сказать, что вы — сын того самого народа, который в феврале 1944 года принял депортированных вайнахов как родных. Дороже вас, друзья, гостей быть не может. Кто не помнит прошлого, у того нет будущего».
Признаться, мне было приятно читать эти строки. Невольно вспомнились мои чеченские сверстники, друзья детства Замир и Заудин, которые жили в доме по соседству. Жили мы небогато, но дружно. Делились тем, что имели. Позднее их семья выехала на историческую родину, связь оборвалась. И вот читаю это послание, и мне почему-то кажется, что написано оно теми ребятами из соседнего двора…

http://ztgzt.kz/recent-publications/vazhno-byt-chelovechnym.html

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

Хоргос ускоряет строительство гостиничных проектов, повышая возможности туристического приема.

Хотя сейчас сезон «Малого снега», Хоргос по-прежнему залит солнцем, на всех стройках гостиниц кипит работа,

Количество поездов Китай-Европа/Центральная Азия, прошедших через КПП Хоргос с начала 2025 года, превысило 9 тыс.

23 ноября количество поездов Китай-Европа/Центральная Азия, прошедших через ж/д КПП Хоргос с начала 2025 года,

В Хоргосе открылся молодежный фестиваль искусств "Синьцзян-Центральная Азия"

В 3-дневном мероприятии принимают участие более 100 представителей молодежи Китая, Казахстана, Узбекистана,

Сельскохозяйственная отрасль Хоргоса исполняет зимнюю «песню увеличения дохода».

В начале зимы земля Хоргоса пронизана холодом, трава и деревья увядают, но в теплицах базы по выращиванию цветов и

«Модель фермы Гучун» возглавляет революцию производства кукурузы в Китае

Это стало возможным благодаря мощной поддержке технологии плотной посадки кукурузы и точного регулирования высокой

Делегация австралийских туроператоров посетила Кашгар в Синьцзяне.

Первым пунктом маршрута делегации стал Старый город Кашгара

В Урумчи открылся Тяньшаньский форум по экономическому сотрудничеству в Центральной Азии

Форум, озаглавленный "Содействие взаимосвязанности и высвобождение инвестиционного потенциала", призван создать

Синьцзянский производственно-строительный корпус: значительные результаты строительства зоны свободной торговой

За два года из 89 задач по пилотным реформам СПСК на практике реализованы и достигли промежуточных результатов 73

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта