В КАЗАХСТАНЕ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ СЕЛЬХОЗПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ УЛУЧШАТ ЭКСПОРТ И НАПОЛНЯЕМОСТЬ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА

ОРЦ с современной инфраструктурой и логистикой улучшат качество казахстанского продовольствия, поставляемого на международный и внутренний рынок
Недавно правительство Казахстана поддержало предложение министерства торговли РК о создании национальной товаропроводящей сети – комплекса многофункциональных оптово-распределительных центров (ОРЦ) продуктов питания и сельхозпродовольствия во всех регионах страны. О серьезности намерений властей страны и масштабности проекта говорит и общая стоимость реализации данного проекта, составляющая 237,5 млрд тенге (около $570 млн.).
«Общая стоимость строительства [ОРЦ – авт.] составит 237,5 млрд тенге, совокупная мощность объектов – 4 850 тыс. тонн в год. Планируемая обеспеченность рабочими местами – более 21,6 тыс. мест. Объем коммерческой площади составит порядка 740 тыс. кв.м.», - говорится в проекте поправок в стратегию развития национальной компании QazExpoCongress на 2015-2024 годы.
Данное решение правительства свидетельствует о давно назревшей необходимости отрегулировать вопросы аграрного продовольственного экспорта – импорта; эффективного насыщения внутреннего рынка продуктами питания; создания для отечественных производителей на качественно новом уровне современной инфраструктуры хранения и доставки товаров до потребителей.
Проблемы, которые испытывают сельхозпроизводители и другие поставщики продуктов питания Казахстана в этой сфере, в проекте поправок обозначены предельно четко. Констатируется, что в стране существует «нехватка мощностей по хранению плодоовощной продукции, производственных мощностей по первичной переработке (сортировка, калибровка, фасовка и упаковка), слабая обеспеченность соответствующей инфраструктурой, недостаток распределительных мощностей, слабое структурирование рынка и недостаток профессиональных и специализированных оптовых компаний, консолидирующих и обслуживающих сделки с продовольствием. Недостаток мощностей по хранению, подработке, упаковке и транспортировке, ведет к огромным потерям и снижению качества продукции. Данные факторы действуют разнонаправлено – потери приводят к тому, что увеличивается себестоимость товарной продукции, а снижение качества, наоборот, ограничивает цену продукции».
Все это снижает рентабельность хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию.
«Поэтому решение данных проблем должно иметь комплексный характер путем создания дополнительных мощностей и формирование системы дистрибуции продовольствия в виде сети ОРЦ», - указывается в проекте.
Кроме того, вопросы подобного характера возникают в Казахстане и в период межсезонья, когда наблюдается подорожание продуктов питания на внутреннем рынке, проблемы со своевременным обеспечением населения продовольствием, сохранности его качества в процессе хранения и транспортировки.
Как отмечают эксперты, весной-летом текущего года введенный в Казахстане из-за пандемии коронавируса COVID-19 режим чрезвычайного положения и карантина еще раз подтвердил имеющийся в стране всё ещё низкий уровень инфраструктуры хранения продукции агропрома, действующих мощностей овощехранилищ хватает максимум на треть от всего объёма производства овощей. Возникающий по этим причинам недостаток продукции приходится возмещать за счёт импорта.
Поэтому с созданием комплекса многофункциональных оптово-распределительных центров продуктов питания и сельхозпродовольствия государство должно снять проблему дефицита социально значимых товаров и роста цен на них. Согласно расчетам, уже на первом этапе с вводом ОРЦ предполагается, что продукция агропрома подешевеет на 25%.
Безусловно, создание ОРЦ должно благотворно повлиять и на ту часть аграриев и производителей продуктов питания, которые работают на экспорт. О серьезном экспортном потенциале аграрной отрасли Казахстана свидетельствуют растущие показатели экспорта продукции сельского хозяйства и других продуктов питания в зарубежные страны. И это резонно, ведь вырученные валютные средства от экспорта продовольственной продукции на внешние рынки других стран позволяют их вновь реинвестировать в развитие аграрного сектора.
«По предварительным расчетам создание товаропроводящей сети ОРЦ позволит сократить товарные потери при производстве, обработке, хранении и транспортировке с текущих 40% до 10% к 2025 году (с 1,7 до 0,5 млн тонн) и позволит сохранить 1,2 млн тонн плодоовощной продукции. При этом доходы фермеров увеличатся до 72 млрд тенге и при имеющихся субсидиях в размере 244 млрд тенге будут иметь возможность вложить инвестиции в производство сельхозпродукции порядка 316 млрд тенге», - утверждается в проекте поправок.
В свою очередь, по мнению разработчиков проекта, «увеличение объемов собственных инвестиций в производство обеспечит дополнительный прирост возделываемых земель сельскохозяйственного назначения и позволит провести модернизацию и обновление сельскохозяйственной техники и оборудования, что поднимет рост объемов производства плодоовощной продукции и урожайность, что создаст дополнительный потенциал по экспорту плодоовощной продукции».
«Ожидается стабилизация и снижение цен для потребителя на сельхозпродукцию до 45%, за счет роста объемов производства плодоовощной продукции, модернизации сельскохозяйственной инфраструктуры, доступа к рынкам сбыта и повышения урожайности до 8%. Рост экспортного потенциала составит 1,45 млн тонн. Также за счет увеличения ликвидности и надежности СХТП, снижения рисков, позволит привлечь в сельское хозяйство дополнительно 650 млрд тенге», - говорится в документе.
В качестве примера успешной реализации экспортного потенциала нашей республики можно было бы привести ее деловые связи с одним из главных торговых партнеров Казахстана - Китаем. В последнее время, по данным китайских деловых кругов, 86 казахстанских предприятий получили разрешения, позволяющие экспортировать в Китай сельскохозяйственную продукцию, а также продукты переработки.

Примечание от редакции:
О возможностях широкого сотрудничества двух стран, в том числе в сфере экспорта казахстанской сельхозпродукции в КНР, отмечал в ходе интервью, состоявшегося еще год назад, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китая в Казахстане Чжан Сяо: «Реализации экспортного потенциала Казахстана сопутствуют такие факторы, как блестящее геополитическое расположение двух стран, общая граница, удобная инфраструктура. В настоящее время работа в этом направлении ведется очень быстро и плодотворно. Только за последнее время доступ к продовольственному рынку Китая открыт для 20 видов сельскохозяйственной продукции из Казахстана. В этом списке значатся не только соя, но и такие виды продовольствия, как пшеница, мука, растительное масло, мед, говядина, конина и другие.
Вообще хотел бы отметить, что казахстанская сельхозпродукция у нас в стране считается экологически чистой, поэтому пользуется повышенным спросом и имеет очень хорошие перспективы для масштабного выхода на китайский рынок».


Но экспортные возможности республики могли бы быть гораздо шире, а вопросы доступа к международному продуктовому рынку решались бы еще более оперативно, если бы казахстанские производители сельхозпродовольствия могли получать не только квалифицированную консультативную помощь, но и профессиональную гарантированную поддержку в виде предоставления необходимой инфраструктуры хранения и логистики доставки товаров.
Решение правительства РК о создании комплекса многофункциональных оптово-распределительных центров продуктов питания во всех регионах страны означает, что теперь все эти проблемы получат комплексный подход. Так кто же займется созданием оптово-распределительных центров продуктов питания в Казахстане?

Созданием ОРЦ будет руководить национальная компания QazExpoCongress

АО «Национальная компания QazExpoCongress» (старое название - АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017»), может получить функцию по созданию оптово-распределительных центров (ОРЦ).
Для этого, как указывается в стратегии развития нацкомпании на 2015-2024 годы, власти страны намерены внести ряд изменений. В частности, в миссии QazExpoCongress может появиться формулировка «развитие торговой инфраструктуры в Казахстане».
При этом, как сообщили в пресс-службе Министерства торговли и интеграции РК, 100% акций АО «Национальная компания QazExpoCongress» передали Министерству торговли и интеграции РК.
«Постановлением правительства № 955 АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» переименовано в АО «НК «QazExpoCongress». Право владения и пользования государственным пакетом акций в размере 100% переходит Министерству торговли и интеграции РК», – говорится в сообщении.
В министерстве также добавили, что QazExpoCongress будет выступать единым оператором по проведению государственных и квазигосударственных международных торгово-экономических мероприятий.
«Концентрация компетенций позволит повысить уровень организации казахстанских мероприятий за счёт унификации стандартов и подходов (единая концепция, фирменный стиль и национальный колорит)», – отметили в министерстве.

Оптово-распределительные центры решат проблемы продовольственной безопасности Казахстана

В стратегию развития нацкомпании на 2015-2024 годы четко указывается стратегическое направление деятельности управляющей компании – это развитие торговой инфраструктуры путем организации товаропроводящей системы на территории Республики Казахстан и за ее пределами, в том числе в виде оптово-распределительных центров продукции сельхозпроизводителей и других продуктов питания.
Как подчеркивается в документе, стратегия QazExpoCongress учитывает мировой опыт, согласно которому через создаваемую товаропроводящую инфраструктуру сельхозтоваропроизводителям будет обеспечиваться свободный доступ к рынкам сбыта, гарантироваться сохранность продуктов, их предпродажная подготовка и обработка.
«Это позволит повысить качество продукции и своевременную ее реализацию, - говорится в проекте поправок.
Для решения данной задачи ставится цель по созданию товаропроводящей системы как на территории Казахстана, так и за его пределами. Каждый ОРЦ будет представлять собою многофункциональный инфраструктурный торгово-логистический комплекс, состоящий из складских помещений, павильонов и других помещений со специальным оборудованием, предназначенных для выполнения закупочных, подготовительных, распределительных и иных операций с продовольственными товарами питания для их последующей оптовой торговли на внутреннем и внешнем рынках.
Проект подразумевает строительство сети ОРЦ, в том числе, предусматривает получение (выделение и отвод, или оформление) земельных участков под строительство ОРЦ – к 2022 году ожидается выделение 24 участков, и еще 24 участков к 2024 году.
Власти рассчитывают, что формирование сети ОРЦ позволит снизить непроизводственные потери сельхозтоваропроизводителей, гарантировать сбыт продукции и исключить неэффективных оптовых перекупщиков, посредническая роль которых на практике после «накрутки» цен на товар оборачивается подорожанием продуктов для рядового покупателя.
«На сегодняшний день, на рынке плодоовощной продукции отмечаются наиболее значимые потери (порядка 30% и более от объема производства). Основная причина в том, что порядка 80% поставляемой продукции приходиться на долю малых производителей (фермеры, личные подсобные хозяйства). Учитывая, что в республике объем производства сельхозпродукции составляет 7 889 тыс. тонн в год, из них порядка 40% или 3,2 млн тонн составляют, как правило непроизводственные потери, обусловленные отсутствием необходимой инфраструктуры для надлежащей транспортировки, хранения и переработки продукции, а также отсутствием рынка сбыта», - обосновывают свою позицию авторы поправок.
Создание сети оптово-распределительных центров продовольствия, по их мнению, «обеспечит соответствующую дистрибуцию, хранение, транспортировку и сбыт, сельхозпродукции, что позволит фермерам более качественно планировать объемы и виды плодоовощной продукции, а также развивать свое производство».
Особо подчеркивается, что с вводом в строй ОРЦ будет нанесен удар по сектору теневой торговли продовольственных продуктов, что приведет к ее сокращению. Такой вывод обоснован конкретными расчетами, приводимыми в документе: «В период с 2020 по 2025 годы дополнительный объем налогов за счет вывода из тени [из теневой торговли – авт. ] увеличится с 25 млрд тенге до 470,5 млрд тенге соответственно. Создание товаропроводящей сети ОРЦ сократит число неэффективных посредников и снизит обороты теневой торговли с 51% до 31% от общего объема ненаблюдаемой экономики».

на фото:национальная компания QazExpoCongress

Кемар Машанло

Комментарии (0)

Оставить комментарий




Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Другие новости

Читать все новости

"Мастерская Лу Баня" - «Казахстанская мастерская»

Поездка в "Мастерскую Лу Баня" (далее – «Казахстанская мастерская»)

Глава государства провел расширенное заседание коллегии министерства внутренних дел

Борьба с преступностью и охрана общественного порядка – важнейшая задача

Команда Алтайского края РФ выиграла золото в соревнованиях по горнолыжному бегу на 5 км среди мужчин и женщин

В соревнованиях по программе «Мужчины, Женщины 5 км (коллективный старт, свободный стиль)» участвуют 20

Алтай включен в «Десятку лучших городов для зимнего туризма 2024 года».

Округ Алтай обладает богатыми ресурсами для зимних видов спорта

Второй день соревнований в Алтае

Результаты высокогорного слалома, лыжного кросса и конькобежного спорта

«Шёлковый путь льда и снега – Китайская столица снега»

Начались соревнования по скоростному конькобежному спорту

О газете Контакты Размещение рекламы Мобильная версия Нашли опечатку?
Ctrl+Enter
Прислать новость

Учредитель: ОФ "Международная академия культурного и экономического сотрудничества "Новый Шелковый путь". Ответственный редактор: Дауров Хусей.

Мнение автора не отражает позицию редакции. Наш адрес: ул. Кунаева 1, оф. 205а. Свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции №16244-Г.
Выходит еженедельно. Отпечатано в типографии АО "Алматы-Болашак": г. Алматы, ул. Муканова 223в, тел.: 378-42-00. Тираж - 3000 экз.

Разработка сайта